Лоретт. Ольга Гершензон: «Наша цель – упростить и удешевить доступ к изображениям Земли из космоса»
На сайте "rbgmedia.ru" опубликовано интервью с О. Гершензон, председателем совета директоров инженерной компании «Лоретт», основатель компании «СканЭкс» «Ольга Гершензон: «Наша цель – упростить и удешевить доступ к изображениям Земли из космоса». Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
– Российская компания «Лоретт» упрощает доступ к снимкам Земли из космоса. Как семейное дело превратилось в инновационную компанию? – Мы с моим мужем и партнёром Владимиром Гершензоном, выпускником МФТИ по специальности «радиофизика», кандидатом физико-математических наук, уже несколько десятилетий ведём работу в этом направлении: 30 лет назад начали развивать компанию «СканЭкс», которая в настоящее время является одной из ведущих на рынке съёмки Земли из космоса российских компаний. В 2017 году мы открыли компанию «Лоретт» (lorett.org); получили грант ФРИИ, куда пришли, чтобы выбрать наиболее обещающую нишу для внедрения; разработали новую станцию приёма космической информации, которую назвали «Лоретт» (от LoReTT – Local Real Time Tool). Проект является естественным продолжением нашей миссии – демократизации доступа к изображениям Земли из космоса путём упрощения, ускорения и удешевления. В настоящий момент для нас одно из самых интересных направлений – внедрение наших систем в образование, но оно же самое сложное и самое затратное...
Подобного предложения на мировом рынке нет, что подтверждено полученным нами патентом. Аппаратно-программные комплексы (станции приёма) спутникового мониторинга «Лоретт» и «Лентикулярис» (тоже наш продукт – комплекс для приёма данных с метеоспутников) на сегодня не имеют аналогов по соотношению «цена – качество – габариты».
Итак, есть аппаратно-программные комплексы, которые могут внедряться в образовательные и инновационные проекты в трёх направлениях:
– конструктор для инженерного образования;
– инструмент обеспечения доступа к данным сверхвысокого пространственного разрешения для организации проектной деятельности с применением данных реального времени;
– инструмент для разработки сервисов и/или мобильных приложений, он может функционировать как наполнение смежных центров коллективного пользования или через отечественные и международные хакатоны.
– С какого возраста школьники могут начинать работать со снимками? – Мы уверены, что с младших классов. Никогда не рано полюбить свою планету и относиться к ней как к общему космическому кораблю. Уже в старших классах ребята принимают и обрабатывают изображения.
Раньше мы смотрели на эти проекты как на дополнительное образование, но теперь в рамках работы инженерных классов возможно более широкое внедрение таких механизмов в образовательный процесс.
– В 2019 году вы провели российский конкурс для школьников «Бельки-2019». Участники работали с космическими снимками акватории Белого моря, чтобы обнаружить на льдах места залёжек детёнышей гренландского тюленя, и передавали эту информацию государственным органам для корректировки движения судов в обход животных. Дети были впечатлены проектом? – Да, но нас ученики впечатлили сильнее! Ребята пошли даже дальше, чем мы могли от них ожидать. Их волновали дальнейшая судьба бельков и такие вопросы, как «почему данные технологии не внедрены на государственном уровне, чтобы постоянно мониторить подобные процессы?». Я вижу нашу цель не в том, чтобы дети освоили технологии, а в том, чтобы почувствовали – нет ничего невозможного.
– Вы проводите разные мастер-классы и образовательные мероприятия. А как внедряете их в школы? – Если говорить о дополнительном образовании, то мы придумали простой вводный урок «Достучаться до небес», или «Поймать спутник», на котором дети узнают, что такое спутники, как они летают, какая нужна технология, чтобы принять, обработать сигнал и показать его на экране, а также каким образом распространить обработанную информацию. Те, кто заинтересуется более глубокими знаниями, могут и дальше изучать эти вопросы вместе с нами.
Основная проблема сегодня – как внедрить проекты в общую образовательную систему. У нас сейчас несколько партнёров, которые тоже об этом задумались, и мы видим несколько путей решения задачи. Например, есть проектные дни, посвящённые науке, когда школьники освобождаются от уроков и слушают целый курс лекций или участвуют в мастер-классах.
Мы считаем, любая школа может позволить себе такие занятия – главное, чтобы были вовлечённые учителя.
Дело в том, что сегодня геопространственные данные интегрированы практически во все сферы жизни. И если ребёнок научится с ними работать, то будь он в будущем хоть юристом или экономистом, у него большое будущее.
– Как подобные навыки можно использовать, например, в юриспруденции? – Сейчас огромная юридическая практика связана с использованием космической съёмки. Например, эти данные помогают понять, когда было построено то или иное здание. Те адвокаты, которые понимают технологии, легко заказывают соответствующую экспертизу и предоставляют суду документы. У снимка со спутника есть метаданные, на нём видно, где и какие изменения произошли, и эти факторы являются серьёзным досудебным или судебным материалом.