На сайте "Newprospect.ru" опубликована статья Н.Веденеевой "Рынок дронов идёт на взлёт". Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
В 2021 году Россию ждет рост рынка беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). В 2020 году аналитики университета Иннополис уже увидели кратное увеличение спроса на применение беспилотной авиации со стороны крупных компаний в России, а теперь ожидают, что новую технику оценит малый и средний бизнес.
В России развитие БПЛА выделено в отдельное направление государственной программы НТИ (Национальная технологическая инициатива. — прим. «НП»). Этим занимается профильная ассоциация «Аэронет», согласно стратегии развития которой, в период до 2030 года ожидается стремительный рост применения беспилотников в России. На сегодняшний день в разработке находятся около ста проектов по применению беспилотных авиационных систем, обсуждается организация воздушного движения беспилотников, идет создание нормативной базы для дальнейшего развития.
«В долгосрочной перспективе предполагается формирование новой диверсифицированной авиационно-космической беспилотной отрасли, в том числе транспортного назначения, — рассказал директор ассоциации «Аэронет» Сергей Жуков. — При этом необходимо учитывать последствия внедрения новых технологий. Например, роботизация в городах, где и так сложно устроиться на работу, — это скорее не благо, а вред. В то же время в труднодоступных для наземного транспорта и человека местах применение беспилотных аппаратов облегчает жизнь и экономически оправдано. В частности, в Сибири или на Дальнем Востоке доставка тяжелой детали до 300 кг для вышки обойдется гораздо дешевле при использовании беспилотников, нежели при использовании вертолетов. То же самое касается доставки медицинских анализов при помощи небольших беспилотников из маленьких поселков с низкой транспортной доступностью в населенные пункты, в которых есть лаборатории».
Руководитель Лаборатории специальной робототехники Центра компетенций НТИ по направлению «Технологии компонентов робототехники и мехатроники» на базе Университета Иннополис Ксения Шашкина называет еще одно направление, оно связано с поиском новых конструкций для БПЛА. «Сейчас многие смотрят в сторону гибридных систем, аппаратов вертикального взлета и посадки (VTOL), а также ударопрочных конструкций, — поясняет Ксения Шашкина. — Специалисты Университета Иннополис создали дрон, способный выдержать падение с высоты и сохранить работоспособность после удара. Разработку назвали Tensodrone. Аппарат сконструирован по принципу тенсегрити, который используется в архитектуре при строительстве мостов. Прототип сделан из карбоновых трубок и кевларовых нитей с изготовленными на заказ пружинами. Мелкие элементы напечатаны карбоном и мягким пластиком на 3D-принтере».
Конструкции дронов различаются в зависимости от их предназначения. Например, тяжёлые беспилотные летательные аппараты массой от 30 до 750 кг в основном применяются военными, прежде всего для воздушной разведки. На «гражданке» такие аппараты могут применяться для дистанционного зондирования Земли, мониторинга протяженных объектов (например, трубопроводов и линий электропередач), сопровождения судов, ледовой разведки и т.д.
«Малыши» до 30 кг помогают проводить аэрофотосъемку местности, считать животных на фермах, контролировать состояние нефтепроводов и газопроводов. Еще изучаются возможности использования таких аппаратов для доставки посылок, перевозки денег между банковскими отделениями и многое другое.
Пока лидером по производству и продаже легких беспилотных авиационных систем является китайская компания DJI, ее доля составляет около 72–75% продаж на мировом рынке. На втором месте находятся французы Parrot с долей 10–12%. Еще 5% рынка занимает американский проект 3D Robotics. Все остальные компании-производители делят оставшиеся 8% рынка. Согласно прогнозу The Economist, объем рынка промышленных дронов может достичь $ 10 млрд к 2023 году.
По данным экспертов Иннополиса, российский потенциал использования дронов составляет более $ 1 млрд в год. На сегодняшний день доля России на мировом рынке равна 2%, большая часть выручки предсказуемо приходится на оборонные проекты.
При этом, отмечает Ксения Шашкина, основной объем продаж приходится на любительские дроны. «85–90 % рынка занимает продукция компании DJI, остальную часть делят отечественные производители, предлагающие специализированные решения для бизнеса. Точное количество пользователей дронов в РФ назвать сложно, по нашим подсчетам это примерно 50 тыс. человек», — говорит Ксения Шашкина.
Один из крупнейших российских производителей беспилотников — это компания «Геоскан». «Бизнес ещё присматривается к таким продуктам, — говорит Ксения Шашкина. — Пандемия внесла свой вклад в развитие БПЛА, и предприятия стали охотно изучать, как можно сократить издержки». «Около 90% наших дронов уходят в образование, 10% — в промышленность, — делится своими данными генеральный директор ООО «Коптер Экспресс Технологии» Олег Понфиленок. — Две компании применяют наши дроны для доставки радиомаячков в Арктике. Заказывают беспилотники и для световых шоу: вот недавно была отгрузка в Сингапур».
Если смотреть глобально, дроны выполняют две задачи: мониторинг и доставку. Отсюда вытекает множество подзадач для всех отраслей: от сельского хозяйства до строительства и нефтегазовой отрасли. В сельском хозяйстве активно используют дроны для опрыскивания полей, анализа всходов, точечного посева. «Это увеличивает скорость работы агрономов и прибыль агропромышленного комплекса, — поясняет Ксения Шашкина. — В строительстве дроны используются для мониторинга — они помогают делать ортофотопланы и 3D-карты на всех этапах строительства».
«Кроме того, многие потребители полюбили съёмку с дронов. Раньше кадры ночного города можно было получить только с вертолёта или снимая с крыши высотки, теперь всё стало проще и интересней. Появился новый вид спорта — «гонки дронов». Надеюсь, что скоро появится воздушное такси», — добавляет Ксения Шашкина.
Сергей Жуков считает, что сервис аэротакси появится в России уже между 2025 и 2030 годом. «Эта задача делится на две подзадачи: создание надежных беспилотных авиационных систем для использования их в качестве аэротакси и создание системы организации воздушного движения», — перечисляет Сергей Жуков.
Пока в России не выдано ни одной лицензии на перевозку пассажиров при помощи беспилотников, однако компании-производители уже готовят полноразмерные прототипы таких аппаратов. «Мы протестировали прототип нашей машины в масштабе 1:10, — рассказал Максим Левошин, CEO и соучредитель компании Flyka, которая разрабатывает аэротакси. — Испытали на нем наше аппаратное и программное обеспечение, датчики и т.д. Сейчас находимся на стадии подготовки к сертификации полноразмерной машины. Ее размеры 5,2 х 5,8 м, при этом у нее складываются крылья — такая конфигурация позволяет хранить ее в обычном гараже для автомобиля». Максим Левоншин надеется, что в течение 1–2 лет будут разрешены беспилотные пассажирские полеты по всему миру. «В среднем пятнадцатиминутный полет на вертолете обходится в 40 тыс. рублей. Даже учитывая тот факт, что там четыре места, включая место для пилота, стоимость на человека получается слишком высокой. Полет на нашей машине будет стоить около 300 рублей. Таким образом, мы сможем предоставить наши услуги широкому кругу людей», — уверен Максим Левоншин. В серийном производстве стоимость машины будет составлять около $ 100 тыс. долларов (7–8 млн рублей).
Ряд пилотных проектов компания уже запустила с бизнесом, занимающимся разведкой месторождений и спасением людей. Компания «Геоскан» также сотрудничает с «ЛизаАлерт»: в отряде есть направление, которое посвящено поиску с беспилотников. «Одна из задач, с которой пришли к нам, — попытаться сделать так, чтобы дрон мог летать не только над, но и под кронами деревьев и помогал осматривать, например, буреломы и болота — самые труднодоступные для поисковиков места, — отмечает руководитель образовательного направления «Геоскан» Елена Никитина. — Эту задачу мы решали в команде со школьниками в прошлом году. А в этом году продолжим уже со следующей сменой на проекте «Рой дронов для поиска людей». Именно там и пригодится искусственный интеллект, который поможет дронам обмениваться информацией и самостоятельно принимать решения».
По мнению экспертов Иннополиса, использование беспилотных аппаратов в России компаниями тормозят несколько факторов: сырое законодательство, необходимость разработки БПЛА под конкретную задачу (зачастую для предприятий недостаточно просто купить дрон на рынке и использовать для своих целей, необходимы специальные сенсоры, алгоритмы обхода препятствий и анализа специализированных систем в реальном времени на борту дрона), кроме того, в России пока не так много команд, способных делать сложные R&D проекты.
Свободные полеты дронов над российскими городами запрещены, они ограничены светлым временем суток, зоной прямой видимости и высотой не более 150 м от земли или водной поверхности. При этом дроны должны обходить такие объекты, как аэродромы, места проведения публичных мероприятий, спортивных соревнований и т.д.
В законодательную дорожную карту России внесена цель создания законодательной базы, соответствующей уровню развития технологий в сферах беспилотной авиации, геоданных, малой космонавтики. «Также должна быть развита система организации воздушного движения, которая, в свою очередь, предполагает развитие технологий связи, навигации и наблюдения как на земле, так и на борту», — отметили в ассоциации «Аэронет».
Постановке на учет в нашей стране подлежат все дроны, чей вес начинается от 250 г. С начала действия правил о регистрации беспилотников в России было поставлено на учет около 19 тыс. летательных аппаратов. В Иннополисе прогнозируют, что в 2035 году в небе постоянно будут находиться не менее 100 тыс. беспилотных воздушных судов и космических аппаратов.