В Антарктиде начали тестировать GPS-трекеры для мониторинга ледников
Как пишет rossaprimavera.ru, тестирование экспериментальной научной аппаратуры, позволяющей удаленно отслеживать состояние ледников и своевременно выявлять трещины, начали специалисты на антарктической станции Прогресс, сообщает пресс-служба Арктического и антарктического научно-исследовательский института 26 февраля на официальном сайте.
Большая часть транспортных операций в районе станции выполняется на ледниках, поэтому безопасности работ уделяется особое внимание. Информация с датчиков будет непрерывно круглый год направляться специалистам ААНИИ в Санкт-Петербург. Это позволит своевременно обнаруживать ледниковые трещины и прорывоопасные ледниковые водоемы, что обеспечит безопасность деятельности станции, а также повысит эффективность научных исследований.
«Трещины во льду Антарктиды — явление частое и крайне опасное. За годы экспедиций, а отечественные экспедиции начались в 1956 году, случалось, что техника проваливалась, были и человеческие жертвы. Поэтому проблема обнаружения трещин и их мониторинга — это значимая часть обеспечения безопасности в Антарктиде», — пояснил директор ААНИИ Александр Макаров.
Для поиска опасных объектов проводят инженерные изыскания, включающие георадарную съемку, гидрологические наблюдения, измерения скорости течения ледников, буровые и геодезические работы. Наблюдения ведутся при непосредственном участии человека в течение антарктического лета. Новая научная аппаратура дополнит данные наблюдений, получаемые учеными, информацией с датчиков, передаваемой онлайн.
Автоматизированные устройства разработаны по инициативе ААНИИ силами ПАО «МТС». В создании метео- и GPS-датчиков участвовало множество научных институтов и проектных организаций по всей России. Первые экспериментальные измерения прошли в сезон 66-й Российской антарктической экспедиции на станции Прогресс.
Датчик, измеряющий вертикальное распределение температуры и влажности снега, будет применяться для мониторинга состояния взлётно-посадочной полосы. Датчик будет устанавливаться в снежный слой и измерять параметры снежной толщи с интервалом 10 сантиметров.
GPS-трекеры, закрепленные на леднике, позволят получить данные о том, на какое расстояние сдвинулся ледник. Эта информация необходима для прогноза образования зон трещин и откола айсбергов, и с помощью GPS-трекеров ее можно получить даже на труднодоступных участках.
Портативная метеостанция, установленная вблизи основных прорывных озер, будет регистрировать данные, которые необходимы для детального изучения закономерности наполнения и прорыва водоемов.
«Применение дистанционных датчиков позволяет не только расширить возможности научных наблюдений, но и, что для нас крайне важно, существенно повысить безопасность проведения полевых и транспортных работ в районе станций. Как пример — значительно упрощается планирование прохождения внутриконтинентальными санно-гусеничными походами зон трещин при выходе на ледовый антарктический купол. Появилась возможность в режиме онлайн контролировать состояние снежно-ледовых трасс, ведущих к аэродрому и к полигонам полевых научно-исследовательских работ», — подчеркнул начальник воздушной экспедиции 66-й РАЭ Вадим Кораблев.