Правительство установило правила работы ГИС единого регистра населения
Как сообщает d-russia.ru, Председатель правительства Михаил Мишустин подписал постановление от 8 июля 2021 г. № 1141 об утверждении правил функционирования государственной информационной системы формирования и ведения единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении РФ; документ опубликован на официальном портале правовой информации в минувшую пятницу.
Правила вступят в силу с 1 января 2022 года.
Напомним, закон № 168-ФЗ о едином регистре населения подписан в июне прошлого года. Регистр содержит централизованную базу данных о гражданах РФ, а также об иностранцах и лицах без гражданства, которые признаны беженцами, временно или постоянно проживают в РФ либо работают в стране. Информация будет поступать в регистр по системе межведомственного электронного взаимодействия.
Согласно закону формирование и ведение регистра населения, включая сбор, обработку, хранение, получение, использование и защиту сведений о населении РФ, осуществляются в государственной информационной системе, функционирование которой обеспечивается в соответствии с законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации и законодательством РФ в области персональных данных.
Задачи ГИС единого регистра населения
Согласно закону № 168-ФЗ, государственная информационная система формирования и ведения единого регистра населения должна обеспечивать:
— сбор и обработку сведений для их включения в федеральный регистр сведений о населении, а также сохранность указанных сведений;
— доступ к сведениям, содержащимся в федеральном регистре сведений о населении, предоставление таких сведений в электронной форме;
— информационное взаимодействие ГИС с иными государственными и муниципальными информационными системами, в том числе с федеральной ГИС ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния;
— автоматическую передачу сведений, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении, в Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА);
— контроль достоверности, полноты и актуальности федерального регистра сведений о населении;
— осуществление контроля подлинности и целостности записей федерального регистра сведений о населении;
— применение усиленной квалифицированной электронной подписи при формировании записей федерального регистра сведений о населении и внесении в них изменений.
Постановление № 1141 определяет Федеральную налоговую службу (ФНС) как оператора этой ГИС и устанавливает различные сроки начала работы с ГИС для участников взаимодействия с системой. Так, МФЦ смогут получать информацию из ГИС (для оказания госуслуг) с 1 января 2023 года; нотариусы (для совершения нотариальных действий от имени РФ) – с 1 января 2025 года. Физические лица получат возможность узнавать, какие данные о них содержатся в регистре, а также какие запросы о гражданине поступали оператору системы от судов, органов прокуратуры, ФОИВ и т.д., с 1 января 2026 года.
Доступ поставщиков сведений и получателей сведений к информационной системе осуществляется посредством личного кабинета, являющегося неотъемлемой частью информационной системы, доступ к которому осуществляется с использованием учётной записи должностного лица органа или организации в ЕСИА, привязанной к учётной записи государственного органа или организации.
Взаимодействие физического лица с ГИС осуществляется с использованием единого портала госуслуг, а также с использованием региональных порталов госуслуг после прохождения процедур идентификации и аутентификации в ЕСИА.
Постановлением также устанавливается, что в переходный период до 31 декабря 2025 года ФНС должна обеспечивать бесперебойное ежедневное и круглосуточное функционирование ГИС, за исключением периодов её недоступности в связи с технологическими работами и нештатными ситуациями. С 1 января 2022 по 1 января 2023 время недоступности системы не должно составить более 148 часов в месяц; с 1 января 2023 по 31 декабря 2025 – 24 часа в месяц. Далее – 8 часов в месяц.