Контроль экологических требований остается приоритетом экспертизы
Как сообщает gge.ru, временный порядок проведения государственной экспертизы в Главгосэкспертизе России дает дополнительные механизмы, позволяющие достигать положительного результата при соблюдении установленных требований. При этом исключение отдельных процедур не говорит о «послаблениях» или отмене действующих норм регулирования.
Временным порядком определен перечень требований к проектной документации, которые не могут быть основанием для замечаний, поскольку контроль за их соблюдением происходит либо на другом этапе реализации проекта, либо осуществляется в иной форме. Сами требования – такие как, например, прохождение государственной экологической экспертизы – остаются неизменны, но не служат основаниями для выдачи отрицательного заключения. При этом Главгосэкспертиза стимулирует заявителя к тому, чтобы получить данные согласования параллельно с прохождением государственной экспертизы.
Например, заключение Роснедр об отсутствии полезных ископаемых под участком предстоящей застройки не входит в исчерпывающий перечень документов, поскольку согласно статье 25 Федерального закона «О недрах» (в редакции от 08.06.2020 № 2395-1) выдача такого документа не предусмотрена на этапе архитектурно-строительного проектирования. Это означает, что застройщик может получить его непосредственно перед началом строительных работ, то есть после проведения государственной экспертизы.
Стоит отметить, что выполнение требований в части экологической безопасности и охраны природных ресурсов – независимо от порядка проведения экспертизы – является непреложной обязанностью проектировщиков и застройщиков, которые несут ответственность за достоверность исходных данных проектной документации и материалов инженерных изысканий в соответствии с действующим законодательством – градостроительным и гражданским кодексами, а также нормативными актами правительства Российской Федерации и отраслевыми сводами правил. Так, например, ответственность за правомерное и безопасное обращение с отходами I-IV классов опасности возложена на подрядные и эксплуатирующие предприятия, в обязанности которых входит в том числе заключение договоров с лицензированными организациями на обращение с отходами.
Вместе с тем закон охраняет права и интересы участников инвестиционно-строительного цикла, в том числе защищая от избыточных процедур. Так, частью 16 статьи 48 ГрК РФ установлен прямой запрет на требование со стороны надзорных органов согласований, а также экспертных заключений на проектную документацию и иных документов, не предусмотренных градкодексом. В частности, законодательство не требует включения разрешений на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в состав технического отчета по результатам инженерно-экологических изысканий, а также в раздел проектной документации «Мероприятия по охране окружающей среды». А значит, подобные разрешения также могут быть получены непосредственно перед началом строительных работ, то есть уже после проведения государственной экспертизы. Эта норма содержится в пункте 3 «Правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, за исключением водных биологических ресурсов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 1997 г. № 13.
Таким образом, подготовка Главгосэкспертизой Временного порядка была направлена, прежде всего, на уточнение требований к составу проектной документации и корректировку правил проведения экспертизы путем отнесения получения необходимых согласований на иные стадии, что позволит снизить необоснованные издержки строителей и ускорить темпы выполнения приоритетных государственных программ с учетом новых экономических и внешнеполитических рисков.
Таким образом, Временный порядок стал по сути предтечей реализации постановления правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 года № 2366 «О проведении государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации по принципу «одного окна», которое вступит в силу с 1 сентября 2022 года. Постановление определяет правила проведения государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы по упрощенной схеме «одного окна» – когда заявитель сможет одновременно загрузить в АИС «Главгосэкспертиза» и проектную документацию, и материалы для проведения государственной экологической экспертизы. При этом объемы исходно-разрешительных документов уже стали существенно меньше, но государственный контроль за исполнением всех аспектов экологического и природоохранного законодательства полностью сохраняется в соответствии с полномочиями Росприроднадзора и других согласующих органов.
Справочно: Временные изменения порядка проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий вступили в силу в соответствии с приказом Главгосэкспертизы России №46 от 11.03.2022. Новый порядок введен в условиях действующих норм регулирования и не изменяет законодательные подходы к контролю и надзору за строительной деятельностью, а лишь закрепляет корректные подходы к оценке проектной документации на этапе проведения государственной экспертизы.