Защита навигационных сигналов от «спуфинга» и «джемминга»
Как сообщает Вестник ГЛОНАСС, на сегодняшний день есть несколько способов защиты потребителей от «спуфинга» и «джемминга» навигационных сигналов. В частности, продолжается разработка все более «умных» навигационных приборов, идет применение дополнительных инерциальных средств навигации, одометров и датчиков ближней навигации, также внедряются адаптивные фазированные антенные решетки (АФАР). Об этом рассказал журналу «Вестник ГЛОНАСС» начальник аппарата Главного конструктора навигационной аппаратуры потребителей системы ГЛОНАСС Алексей Муравьёв.
Он отметил, что развитие все новых технологий противодействия помехам идет рука об руку с появлением все новых видов непреднамеренных и преднамеренных помех.
В этом смысле Муравьёв отметил, что все же навигационные приемники, даже их бытовые разновидности, являются далеко не беззащитными устройствами. «Это высокочувствительные приборы, обладающие мощными процессорами, в которых помимо сложнейших технологий оптимальной фильтрации, как правило, используются алгоритмы внутреннего контроля качества навигационного поля, с помощью которых осуществляется отбраковка навигационных сигналов, не соответствующих определенным критериям целостности. Это позволяет выявить многие некондиционные, в том числе, зашумленные сигналы и вывести их из обработки», - отметил эксперт.
Кроме того, по его словам, в автомобильных навигаторах используются геоинформационные системы, обеспечивающие привязку навигационных определений к дорожной сети, к так называемым «графам» дорог. При этом специальные алгоритмы осуществляют сопровождение движения автомобиля именно по дорогам, даже если показания приборов выходят за их пределы.
Также, как отметил Алексей Муравьёв, в целях навигационного обеспечения различных классов потребителей используются навигационные комплексы, в которых спутниковые приемники дополняются инерциальными средствами навигации, одометрами, датчиками ближней навигации (ультразвуковыми, оптическими, инфракрасными и т.д.), а также средствами локальных радионавигационных систем.
Одним из самых современных решений, по словам начальника аппарата Главного конструктора навигационной аппаратуры потребителей системы ГЛОНАСС, является использование адаптивных фазированных антенных решеток (АФАР), обеспечивающих высокоточную фокусировку зон приема на спутниковые сигналы: «все, что нужно» принимается, а «все, что не нужно» вырезается.
«АФАР представляют собой системы из двух и более антенных элементов, расположенных друг относительно друга на расстоянии длины волны принимаемого излучения. Такие системы могут подавлять один и более источников помех по числу антенных элементов минус один. Два антенных элемента подавляют одну помеху, три антенных элемента – две помехи и т.д», - пояснил он.
Однако, как отметил Муравьёв, есть ограничения по использованию АФАР по экономическим соображениям, конструктивным особенностям и по потребляемой энергии. Поэтому АФАР целесообразно использовать в профессиональной аппаратуре, особенно предназначенной для ответственных применений.
Полную версию интервью читайте в ближайшем номере журнала «Вестник ГЛОНАСС».