Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Новости/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  


Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

ИА Строительство: в России много пространства, а пространственного развития все нет и нет

На сайте "dom.iastr.ru" опубликована статья В. Гурвича "В России много пространства, а пространственного развития все нет и нет". Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.

Вопросы повышения эффективности и сбалансированности комплексного инфраструктурного развития территорий регионов страны все более выходят на первый план. В новых экстремальных экономических реалиях развиваться так, как развивались до сих пор, просто опасно — страна может не выдержать внешнего и внутреннего напора все более усугубляющих проблем. Нужно срочно и быстро менять парадигму. Для этого есть немалый задел, вот только пока он задействован и используется явно недостаточно. И, как это не банально звучит, времени на раскачку остается все меньше.

О том, в каком состоянии сегодня пребывает экономика России, состояние ее инфраструктуры, известно далеко не в полном объеме. В этой связи Президент ТПП РФ Сергей Катырин отмечает, что бизнесу сегодня нужна реальная и актуальная информация об этих вещах. Предприниматель должен иметь возможность в любое время знать, где будет построена транспортная магистраль, как будет обеспечено техническое подключение к источникам энергообеспечения, и многое другое. При этом он должен также быть уверен, что все данные полные и точные.

Чтобы достичь этой и других целей требуется улучшение межведомственного взаимодействия и обеспечение согласованности данных различных информационных систем: Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРСН), Федеральной государственной информационной системы территориального планирования, Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности РФ, считает председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере экономки недвижимости Александр Каньшин. Это основа качественного предоставления государственных услуг бизнесу и населению, возможность в целом улучшить жизнь всех россиян и в конечном итоге улучшить управление страной.

Задачи эти сложные и по уровню принятия решений, и по масштабу работы, которую предстоит провести. По словам члена Совета Национальной гильдии градостроителей Анны Береговских, бизнес и экономика развиваются там, где есть необходимая для этого инфраструктура и соответствующее качество городской среды. Это все повышает уровень управления развития территории. А в основе всего — стратегическое планирование, которое задает вектор движения на длительный срок.

Существуют пять основных блоков для решения этой задачи. Первый — оптимизация качества и количества документов на региональном и федеральном уровнях. Второй — согласование стратегических планов и их бюджетирования. Третий — повышение уровня информационно-аналитической работы. Четвертый — повышение эффективности мониторинга планирования. Пятый — создание механизма быстрого реагирования и корректировки планов.

Сегодня же многое происходит в разнобой. Обычный случай, когда правила землепользования не согласовываются со стратегическими установками. Чтобы этого не происходило, требуется стратегия по формированию главных задач. Вместо этого у нас возникают постоянные межведомственные конфликты, появляются новые административные барьеры.

Между тем, в нынешних условиях крайне остро стоит вопрос повышения эффективности использования инфраструктуры. Это в равной степени относится к жилым социальным транспортным и промышленным объектам. Необходимо их сводить в единый комплекс. Это трудно, признает Анна Береговских, но возможно. Генпланы городов у нас слабо связаны с их бюджетами, нужно синхронизировать городское и бюджетное планирование.

Для решения задачи по этой глобальной синхронизации уже многое сделано, значительная часть компонентов такой системы существует. Есть базы данных различных ведомств: Росреестра, МЭРа, Минстроя, они уже связаны воедино. Теперь очередь за следующими шагами — на этой основе создание системы пространственного развития. И тогда много проблем будут решены.

Идет процесс согласования, но пока движение не столь быстрое. Каждое ведомство отстаивает свои интересы и планы, и все это происходит вразнобой. Нужна методология комплексного инфраструктурного развития страны, причем, к этой базе должен иметь доступ бизнес и все заинтересованные структуры. В частности, речь идет о переходе на уникальные коды инфраструктурных проектов. Каждый из них должен иметь свой номер, что-то вроде ИНН. Это создаст условия для унификации их учета, возможность быстро получать всю необходимую информацию.

Все проекты реализуются на земле, и пока земельные отношения не будут эффективны, их реализация будет испытывать определенные трудности. Но, как считает Алексей Бутовецкий, статс-секретарь Росреестра, государство пока не определилось с инструментами их улучшения. Инвесторы должны понимать, где есть свободные земельные участки, каков их правовой режим, сколько что стоит. Но проблема с правовыми режимами не решена.

Между тем, в стране есть много депрессивных территорий. Часть из них представляют угрозу жизни и здоровью граждан. Но на данном этапе, по словам чиновника, нет правовых способов решений этого вопроса. Законодательство не называет четких признаков для отнесения таких районов к депрессивным.

К сожалению, законодательных пробелов хватает. Так, нет понятия освоения земельного участка собственником. Это вызывает определенную правовую неопределенность.

Другая тяжелая проблема — зоны особого использования территорий. Если применять для их определения существующее законодательство, то придется приостановить едва ли не все строительство в стране. Нужно реформировать этот институт. Если решить этот и другие спорные вопросы, земельные отношения заработают в полную силу, заключает Алексей Бутовецкий.

Одним из ключевых звеньев прогрессивного процесса должен стать Росреестр. Именно он является важным источником достоверной информации по земле и недвижимости.

По словам Елены Мартыновой, заместителя руководителя Росреестра, спрос на пространственную информацию растет, его невозможно удовлетворить без цифровизации системы. Эта задача на сегодня является одной из самых актуальных.

Ее решение сталкивается с рядом проблем. Это импортозависимость от программного обеспечения, разрозненность содержания информации в разных ведомствах, деградация государственной геодезической сети, отсутствие цифрового профиля на объекты недвижимости.

Вопросы эти решаются. В 2020 году Росреестр перешел под прямое подчинение Правительства России. За этот период принято более 30 федеральных законов, сокративших бюрократические процедуры в сфере ответственности ведомства. В 2022 году оно приступило к реализации государственной программы «Национальная система пространственных данных». В ее рамках создается единая цифровая платформа пространственных данных и единая электронная картографическая основа. Они будут включать в себя сведения об объектах недвижимости, зарегистрированных правах на недвижимое имущество и государственной кадастровой оценке.

Единая цифровая платформа — это полные и, что важно, точные данные, которые бизнес и граждане могут получить в одной точке, отмечает Елена Мартынова. Это будет информация, доступная для всех. Результат нововведений — сокращение сроков регистрации прав собственности через систему одного окна.

Еще одна серьезная проблема — большое количество в стране так называемых бесхозных объектов. Точнее, большинство из них имеют хозяев, но они не регистрируют свою собственность. В итоге бюджеты различных уровней недополучают немалые поступления. Выявлять и регистрировать в ручном режиме это имущество весьма трудоемко. Вот и получается, что на сегодня в ЕГРСН зарегистрировано 18 млн объектов, это примерно 10% от существующих в стране.

Для выявления таких строений и земельных участков создается «умный кадастр» (УМКА). Он существенно упрощает эту работу. Был реализован пилотный проект в 14 муниципальных образованиях в пяти регионах. Раньше в них в течение года регистрировали 7 тысяч новых объектов, с помощью УМКА за два месяца — свыше 40 тысяч. Эффект очевиден.

К сожалению, в России создание инфраструктуры не всегда экономически обосновано. Директор Консорциума «Леонтьевский центр — AV Group» Алексей Крыловский в этой связи полагает, что реализация инфраструктурных проектов должна стать продолжением достижения стратегических целей.

Как этого добиваться? Думать о рынках и экономических приоритетах; на решение каких задач способны действующие институты; какие есть технологии и инвестиции для создания инфраструктурных объектов.

В России есть примеры, где реализуют подобный подход. Так, в Республике Татарстан действует стратегия развития до 2030 года. На ее разработку ушел год. Прежде чем взяться за это дело, было проведено изучение экономической ситуации региона. Выявили, что его экономика при нынешнем положении способна расти не более чем на 2% в годовом исчислении. Но если перевести ее на основу внедрения передовых достижений, этот показатель возрастет до 3–4%.

В Краснодарском крае тоже проводились схожие исследования. Они показали, что для придания нового экономического импульса требуется развитие инфраструктуры. Это нужно даже для увеличения туристического потока.

Таких примеров становится все больше. Как отмечает директор Департамента планирования территориального развития Минэкономразвития РФ Дмитрий Дегтярев, стратегическое виденье ситуации позволяет видеть несогласованность при размещении инфраструктурных объектов. Территориальное планирование выявляет не только риски, но и способы улучшения качества управления, а также выделяет регионы, где требуется создавать новую инфраструктуру. Без цифровизации с этими задачами не справиться, она обеспечивает до 30% снижение затрат на подготовку генпланов территорий.

Существует непосредственная связь между развитием инфраструктуры и качеством строительства, уверенна заместитель председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере экономики недвижимости Марина Карпова. Чем лучше развита инфраструктура, тем лучше обстоят дела в строительном секторе.

Эта зависимость даже закреплена в законе о кадастровой оценке. Оценщик обязан анализировать рынок, определять влияние инфраструктурных объектов на объекты недвижимости. При этом он получает информацию из официальных источников, поэтому ему так важна их достоверность.

Чтобы оценка была объективной, следует учитывать множество факторов: плотность и состояние дорожной сети, социальную, учебную сеть и многое другое. Но в большинстве регионов оценщик не может получить в полном объеме такую информацию, констатирует Марина Карпова.

Это ситуация выглядит весьма ущербной, так как по данным президента Российской гильдии риэлторов Игоря Горского, до 30% сделок с недвижимостью носят межрегиональный характер. Население перемещается по стране преимущественно с севера на юг. Люди ищут, где им осесть на постоянное место жительства, и многие регионы не могут привлечь к себе новых жителей. Мало просто развивать территорию, нужно наполнять ее жизнью, делать ее привлекательной, заключает Игорь Горский.

Увы, с этим у нас обстоят в целом не слишком благополучно. Пока чиновники строят планы, создают модели, информационные системы и базы для управления территориальным планированием, реальная жизнь зачастую идет своим путем. Один из самых ярких примеров — ситуация в Подмосковье. Иначе как катастрофической ее назвать трудно, считает председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Андрей Широков. Здесь 70% населения — это маятниковая миграция, утром в Москву, вечером из Москвы. Около столицы огромные пробки, а если отъехать подальше, можно встретить поселения без канализации и водопровода. Зато в ближайшие к ней территории застроены домами в 17–20 и выше этажей. Стали застраивать территории Новой Москвы, но не проложили ни достаточно транспортных артерий, ни создали достаточного количества рабочих мест. Если стояла задача создать ад на земле, то она успешно выполнена.

В России сплошные парадоксы, замечает Андрей Широков. Чем больше мы говорим о необходимости пространственного развития, тем больше пустеют у нас эти самые пространства. И пока это главный итог всей этой титанической работы, в которой задействованы десятки ведомств и тысячи людей.


См. также:
Каталог Организаций:
   - Росреестр
   - Национальная гильдия градостроителей
   - Торгово-промышленная палата РФ

Разделы, к которым прикреплен документ:
Новости
Данные
Организации
Тематич. разделы / Инфраструктура ПД
Тематич. разделы / Градоустройство
Тематич. разделы / Кадастр, инвентаризация
Тематич. разделы / Технологии
Страны и регионы / Россия
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: https://dom.iastr.ru/nedvizhimost/4070-v-rossii-mnogo-prostranstva-a-prostranstvennogo-razvitiya-vse-net-i-net.html 08:47:29 30.05 2022   

Версия для печати  
    Анонсы партнеров

    Наши предложения
  Новости Gisa.ru в Телеграм
  Реклама на сайте
  Зарегистрироваться и получать новости по e-mail
  Конференции ГИС-Ассоциации
  Журнал "Управление развитием территории"
  Контакты

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.32172608375549 sec, Question: 81