УГ: цифровая образовательная среда - ТИМ-модель в образовательном процессе
На сайте "Учительской газеты" опубликована статья Новожилова С. "Цифровая образовательная среда: ТИМ-модель в образовательном процессе". Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
На сегодняшний день BIM-технологии применяются не только в процессах управления инженерных систем здания (цифровая эксплуатация), но и в образовательном процессе. И это важный аспект общего процесса цифровизации. Привычная нам реальность «надстраивается» цифровой, дополненной или виртуальной реальностью: технологии дополненной реальности уже изменили границы между мирами.
Современное технологическое развитие страны неразрывно связано с цифровизацией образования. Ускорение этого процесса возможно с помощью зданий школ, спроектированных, построенных и эксплуатируемых в формате информационного моделирования зданий, расширенном для образовательных целей.
Как это возможно?
На стадии цифрового проектирования разрабатывается дополнительный функционал, делающий здание школы «учебным компьютером» с операционной системой в виде интерактивной информационной модели. ТИМ-модель школы в совокупности с AR / VR-технологиями создает цифровую образовательную среду, что позволит в будущем создавать виртуальные классы, где учитель и ученик окажутся в одном виртуальном пространстве и смогут взаимодействовать друг с другом. Например, школьники смогут изучать различные технологические процессы и принципы работы инженерных систем на примере здания школы.
Цифровой двойник здания – это виртуальная модель объекта, основой которой часто становится ТИМ (BIM)-модель (появляется на этапе проектирования). Такая модель точно воспроизводит форму и действия оригинала и синхронизирована с ним. Технология помогает смоделировать, что будет происходить со зданием в разных условиях при эксплуатации
Цифровая эксплуатация здания школы подготовит из школьников специалистов, владеющих навыками программирования и киберфизического взаимодействия. Например, замена умной лампочки в системе интеллектуального освещения потребует от юного «электрика-программиста» не только традиционных действий с патроном, но и проверки синхронизации связанных с этим действием изменений в киберпространстве: лампочка включается в информационной модели и отправляет данные о своем энергопотреблении.
В будущем станет возможной загрузка в стены цифровой модели школы реальных проблемных сценариев или ситуаций для их последующего решения в рамках школьных занятий. Или, например, медицинский класс в школе через интерактивную видеостену может быть «присоединен» к лаборатории действующего фармацевтического производства, чтобы принять участие в разработке нового лекарства. Школьники, проводя эксперименты с реагентами, через сеть специальных датчиков и контроллеров передадут условия проведения эксперимента и полученные результаты в систему, которые будут воспроизведены и обработаны фармацевтической лабораторией. Полученные результаты вернутся обратно для изучения школьниками.
Такие технологии формируют современные подходы к процессу обучения, что способствует принципиально новому уровню взаимодействия человека с цифровым миром.
Только зачем? Не хватает инженеров и специалистов, которые умеют работать с реальной аппаратурой, а не зависать вместе учителем - недоучкой в виртуальном мире.