Голландские исследователи предложили альтернативную навигацию
Как сообщает Вестник ГЛОНАСС, альтернативная система позиционирования, по заявлениям, более надёжная и точная, чем традиционная GPS, особенно в городских условиях. Голландские исследователи представили рабочий прототип новой инфраструктуры, которая достигла точности 10 сантиметров и может быть адаптирована для различных приложений: здравоохранения, автоматизированных транспортных средств, систем мобильной связи следующего поколения и пр.
Технологии PNT (Positioning, Navigation and Timing), к которым относятся системы ГНСС (ГЛОНАСС, GPS, BeiDou и Galileo), становятся всё более актуальными для различных сфер деятельности. Такие решения могут предоставить компаниям точную информацию, которая, как правило, бесплатна, повсеместна и надёжна, что делает их отличными союзниками в бизнесе.
Они могут принести большую пользу, например, сектору логистики, благодаря оборудованию телематики и Интернета вещей (IoT), который использует технологии точного позиционирования для обеспечения большей прозрачности активов от точки отправления до места назначения и помогает обеспечить лучшее управление.
Точно так же в закрытых средах розничных продавцов точное позиционирование, предлагаемое технологиями PNT, может способствовать лучшему пониманию поведения потребителей в режиме реального времени, используя, например, устройства в тележках для покупок, в дополнение к лучшему управлению очередями и расстановке приоритетов.
Другим сектором, который выиграл от технологий PNT, является медицинская помощь, которая с помощью носимых устройств, используемых для мониторинга состояния здоровья, может рассчитывать на лучшее позиционирование для определения высоты, на которой находится пользователь, и, таким образом, более точное измерение частоты сердечных сокращений и артериального давления, чтобы назвать только одно приложение. Кроме того, отслеживание местоположения может помочь в экстренных случаях, когда вам нужно срочно обратиться к медицинскому работнику.
Выгодными секторами являются доставка еды или частные транспортные платформы, которым необходимо быстрее находить свободных водителей и на кратчайшем расстоянии, а также рассчитывать наилучшие маршруты и расчётное время прибытия в пункт назначения на основе условий движения в реальном времени.
Однако современные глобальные спутниковые навигационные системы полагаются на спутники, которые имеют свои ограничения и уязвимости. Их радиосигналы слабы при приёме на Земле, а позиционирование не так точно, когда сигнал отражается или блокируется зданиями. «Это может сделать позиционирование ненадёжным, например, в городских условиях», —утверждает Кристиан Тибериус координатор проекта. Это может стать проблемой, если захотеть использовать автоматизированные транспортные средства. Кроме того, граждане и власти зависят от этих навигационных систем для многих приложений и устройств, основанных на местоположении. И пока нет системы резервного копирования.
Новинка представляет собой альтернативную систему позиционирования, которая использует мобильные телекоммуникационные сети вместо спутников и может быть более надёжной и точной, чем традиционная GPS.
Новшество решения заключается в подключении мобильных сетей к точным атомным часам для передачи точно синхронизированных сообщений о местоположении, точно так же, как это делают спутники GPS с помощью атомных часов, которые они несут на борту. Эти соединения будут осуществляться через существующие оптоволоконные сети.
Исследователи уже изучали методы распространения национального времени, производимого атомными часами, среди пользователей в других местах через телекоммуникационные сети. С помощью этого метода можно превратить сети в атомные часы, распределённые по всей стране, с множеством новых приложений, основанных на мобильных сетях. Благодаря недавно продемонстрированной оптико-беспроводной гибридной системе любой, в принципе, может иметь беспроводной доступ к национальному времени. По словам исследователей, это, по сути, создаёт радиочасы с точностью до миллиардной доли секунды.
Кроме того, в системе используются радиосигналы с гораздо более широкой полосой пропускания, чем обычно используемые. Это помогает отделить отражённые сигналы, например, от городских зданий и обеспечивает большую точность позиционирования. В то же время полоса пропускания в радиочастотном спектре ограничена и дорога. Исследователи обошли высокую стоимость, используя несколько радиосигналов с низкой пропускной способностью, распределённых по большой виртуальной полосе пропускания. Согласно исследованиям, преимущества этого метода заключаются в том, что используется лишь небольшая часть виртуальной полосы пропускания, а сигналы очень похожи на сигналы мобильных телефонов.
Однако, стоит учесть мнение многочисленных экспертов, что предлагаемая голландскими исследователями навигационная система не может обеспечить глобальное покрытие, аналогичное спутниковым навигационным системам.