Регионам к 1 октября необходимо разработать программы развития беспилотных авиасистем
Как сообщает сайт Правительства РФ, первый заместитель Председателя Правительства Андрей Белоусов провёл заседание президиума Правительственной комиссии по развитию беспилотных авиационных систем (БАС) в субъектах Российской Федерации. Обсуждались вопросы организации инфраструктуры для БАС и совершенствования законодательства для их применения.
«Вся работа, которая сейчас организована, – это инициатива Президента страны, который придаёт этому направлению большое значение. Сейчас субъекты Российской Федерации с разной скоростью включаются в эту работу. Очевидно, что многие направления, связанные с созданием рынков, наземной инфраструктуры, научно-производственных центров, находятся в руках регионов. Мы готовы здесь оказывать поддержку, но инициатива должна быть за субъектами Российской Федерации. Ключевым моментом сейчас является разработка региональных программ развития БАС и назначение ответственных за них», – отметил на совещании Андрей Белоусов.
Он напомнил, что БАС достаточно широко применяются в ряде стран в таких сферах, как зондирование Земли, обработка геопространственных данных, кадастровые работы. Беспилотники задействуются для мониторинга объектов сельского хозяйства, посевных площадей, отслеживания состояния лесов и предупреждения пожаров, а также для контроля линейных объектов и доставки грузов.
Первый заместитель Министра промышленности и торговли Василий Осьмаков рассказал на совещании о ключевых параметрах двух федеральных проектов – по стимулированию спроса на БАС и развитию их производства. Отдельное внимание было уделено вопросам консолидации спроса через государственный гражданский заказ (ГГЗ) и формирования комплексной системы поддержки использования российских беспилотников.
«66 регионов уже включились в работу по формированию гражданского госзаказа. Проведена также предварительная оценка потенциальной ежегодной потребности субъектов Российской Федерации в гражданских беспилотниках. В количественном выражении это 5678 машин различных типов. В финансовом – свыше 50 млрд рублей. Эти данные будут регулярно актуализироваться», – добавил Василий Осьмаков.
Заместитель Министра транспорта Игорь Чалик рассказал, что для организации полётов беспилотных воздушных судов на всей территории России реализована система «Цифровая платформа», которая сейчас совершенствуется. Система подразумевает, что все вопросы, касающиеся БАС, будут решаться в сети Интернет – начиная с постановки беспилотных летательных аппаратов на учёт и заканчивая оперативной выдачей разрешений на полёт и определением районов, в которых можно выполнять полёты без дополнительных разрешений и заявок.
В дальнейшем планируется интеграция системы с порталом госуслуг, чтобы пользователи, в том числе силовые структуры, могли определить, что полёт выполняется легально. «До 2028 года во всех 89 субъектах Российской Федерации планируется оснастить аэродромы техническими средствами для обнаружения и противодействия противоправному применению БАС», – отметил Игорь Чалик.
Управляющий директор по цифровым активам Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) Алексей Куканов рассказал о работе, нацеленной на увеличение применения беспилотной авиации в хозяйственной сфере. Весной 2023 года ГТЛК совместно с Минпромторгом, АНО «Платформа НТИ» и «ВЭБ.РФ» разработала методологию обоснования потребности регионов в БАС и услугах, оказываемых с применением беспилотников. По результатам исследования в высокой степени готовности к применению БАС находятся 19 регионов из 31. Принявшим участие в исследовании регионам до 2030 года потребуется более 12 тыс. единиц беспилотных авиационных систем. «ГТЛК провела обучающие семинары по применению беспилотной авиации, в них приняли участие свыше 530 человек из 66 регионов Российской Федерации, включая новые территории, а также более 380 представителей органов власти и компаний», – рассказал Алексей Куканов.
Замглавы Минобрнауки России Дмитрий Афанасьев подчеркнул, что разработан федеральный проект «Кадры для беспилотных авиационных систем», цель которого – создание многоуровневой структуры непрерывной подготовки специалистов в этой области. «В настоящее время разрабатываются модули подготовки для всех уровней образования, прорабатываются программы переподготовки педагогических кадров и профессорского состава. Будут организованы массовые соревнования в сфере управления и проектирования беспилотников, создан цифровой реестр кадров. Проект предполагает активное участие в нём российских регионов», – сообщил Дмитрий Афанасьев.
Исполнительный директор АНО «Платформа НТИ» Андрей Силинг представил проектно-образовательный интенсив «Архипелаг 2023». В этом году он состоится в Новосибирске и Новосибирской области с 28 июля по 7 августа. Программа включает в себя профессиональный форум отрасли БАС, соревнования с использованием дронов различных типов и другие инициативы. Регионы могут включиться в мероприятие, направив для участия в соревнованиях как индивидуальных участников, так и команды, представляющие технологические компании, образовательные учреждения. По итогам каждый регион может разработать проекты создания научно-производственных центров компетенций, ситуационных центров мониторинга полётов БАС; инвестиционную модель для развития отрасли, модели вовлечения школьников и молодёжь в общественную инициативу в поддержку отрасли БАС.
В совещании правительственной комиссии приняли участие представители регионов, которые рассказали об опыте и планах применения БАС в субъектах Российской Федерации.
Как сообщил губернатор Томской области Владимир Мазур, Томск стал одним из первых регионов, где был введён экспериментальный правовой режим эксплуатации БАС. «За истекшее время мы определились со специализацией и, соответственно, приоритетами создаваемого НПЦ. Во-первых, это лётно-испытательная работа, для ведения которой создан полноценный комплекс и инфраструктура для опытно-экспериментальной эксплуатации беспилотных воздушных судов. Во-вторых, на завершающей стадии находится создание наземной инфраструктуры для отработки технических и организационных решений по обеспечению полётов БАС различных производителей в едином воздушном пространстве. Развёрнута целая сеть станций для обеспечения полётов пилотируемой и беспилотной авиации для полётов в едином воздушном пространстве. В-третьих, у нас уже создана целая программа массового обучения, тестирования внешних пилотов дронов. Подготовлено уже более 3 тысяч внешних пилотов, и на выходе программа массовой подготовки коммерческих внешних пилотов», – подчеркнул глава региона.
В свою очередь руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Владислав Овчинский рассказал, что на данный момент предлагается создание НПЦ двух типов. «Первый уровень НПЦ – это НПЦ с полным набором функциональности, с лётно-испытательным комплексом, лабораторно-сервисным центром, центром коллективного пользования и сопутствующей инфраструктурой. Второй уровень – это облегчённый уровень НПЦ. Он содержит только центр коллективного пользования и сопутствующую инфраструктуру. Здесь намного меньше требования по оснащению и, соответственно, численности сотрудников, – отметил он. – У нас по поручению Президента от 13 июня определены 10 регионов, в которых в приоритетном порядке будет созданы НПЦ первого уровня».
По результатам обсуждения принято решение о необходимости субъектам Российской Федерации во взаимодействии с Минпромторгом разработать региональные программы развития беспилотных авиасистем. «В срок до 1 октября регионам необходимо разработать и утвердить такие программы и направить их в Минпромторг, который находится на своде этой работы», – поручил Андрей Белоусов.
Первый вице-премьер обозначил необходимость определить в каждом регионе должностное лицо, которое будет отвечать за развитие БАС, включая взаимодействие с Росавиацией и Минтрансом. Также регионам необходимо представить в Минтранс и Росавиацию информацию о планировании маршрутной сети и наличии земельных участков для размещения инфраструктуры для БАС.
Кроме того, в рамках формирования национального проекта регионам необходимо создать перечень организаций общего и среднего профессионального образования с учётом подтверждённой потребности в учебных беспилотниках и софинансирования в рамках действующего порядка.