Географы Пермского университета оценили масштабы нарушения земель при золотодобыче
Как сообщает properm.ru, более 72,6 тыс. га земель Магаданской области нарушены золотодобычей до такой степени, что они полностью лишены какой-либо растительности. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведённого доцентом кафедры картографии и геоинформатики ПГНИУ, доктором географических наук Андреем Шиховым и магистрантом этой кафедры Марией Мозгиной в сотрудничестве с учеными Института наук о Земле СПбГУ и географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
Результаты исследования опубликованы в международном научном журнале Remote Sensing.
«Широко известно, что добыча россыпного золота оказывает разрушительное воздействие на природные экосистемы, прежде всего на поймы рек. На основе общедоступных спутниковых снимков, полученных за период с 2000 года до настоящего времени, нам впервые удалось оценить масштабы нарушения земель при добыче золота в Магаданской области, которая занимает первое место по объему добычи россыпного золота в России», — пояснил Андрей Шихов.
Ученые выявили более 72,6 тыс. га земель, нарушенных золотодобычей до такой степени, что они полностью лишены какой-либо растительности. Причем, за последние пять лет площадь полностью нарушенных земель увеличилась на 26 тыс. га. В поймах отдельных крупных рек доля таких земель составляет 10-15% и более, что приводит к сильному снижению качества воды.
Ранее подобные исследования проводились в России в основном для бассейна Амура. Северо-восток страны оставался за пределами внимания научного сообщества.
«Процесс восстановления растительности на ранее нарушенных землях все же происходит, и площадь таких участков значительно больше, чем площадь нарушения за последние годы. Полученные результаты, наряду с ранее опубликованными оценками влияния загрязнения на мутность воды, подчеркивают значимость данной проблемы и необходимость внедрения системы мониторинга и рекультивации нарушенных участков», — добавляет Андрей Шихов.
Участники научного проекта также обращают внимание на то, что в России отсутствует государственная система контроля воздействия золотодобычи на окружающую среду.