RТ: в Томске пройдут заводские испытания автономного комплекса связи на базе БПЛА
На сайте "russian.rt.com" опубликована статья А Заквасина и Е. Комаровой "«Не будет нуждаться в присутствии человека»: разработчик — о создании нового комплекса связи с БПЛА". Приводим фрагмент, полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
В Томске в начале 2024 года стартуют испытания новейшего российского автономного быстроразворачиваемого комплекса связи, рассказал в интервью RT начальник отдела перспективных разработок компании СТК Антон Астахов. Проект осуществляется совместно с Томским госуниверситетом систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР). Особенность изделия заключается в применении беспилотников вместо привычных антенных мачт. БПЛА смогут подниматься на высоту до 150 м для ретрансляции сигналов LTE, современной цифровой радиосвязи и с целью видеонаблюдения. Проект реализуется для нужд российских нефтегазовых компаний, работающих в суровых природно-климатических условиях Арктики и Сибири.
— На полях недавно прошедшего в Новосибирске международного форума «Технопром-2023» вы представили автономный быстроразворачиваемый комплекс связи. С какой целью реализуется этот проект?
— Это наша инициативная разработка, ориентированная на отечественную нефтегазовую отрасль. В то же время комплекс связи может использоваться и на других опасных производствах в удалённых районах России, где существует потребность в быстром обеспечении связью.
В конце текущего года планируется завершить создание опытного образца, а в начале 2024 года в Томске — начать приёмочные заводские испытания. По их итогам, как мы рассчитываем, заказчик получит первые серийные изделия.
Автономный комплекс выполняет функцию резервного источника связи в периоды, когда необходимо провести ремонтные, строительные или иные работы. Чаще всего такая потребность возникает у добывающих компаний.
На месторождениях нередко происходят различные нештатные ситуации, которые сопровождаются потерей связи. В таких ситуациях комплекс поможет облегчить и значительно ускорить работы на объектах добывающих предприятий. Остальное время он будет находиться в спящем состоянии и пробуждаться, когда нужно, по сигналу спутниковой связи.
Конструктивно комплекс будет состоять из трёх секций. В первой разместится дизель-генератор (главный источник электроэнергии), во второй — отсек для шкафов с аппаратурой обработки данных и управления, в третьей — так называемая аэроплатформа: средства обеспечения работы двух беспилотных аппаратов, необходимых для ретрансляции связи и иных задач.
Полезная нагрузка на дрон может устанавливаться подобно модулю — быстро и легко. На сегодняшний день, исходя из потребностей потенциальных заказчиков, мы разрабатываем три варианта нагрузки: мини-станцию LTE, ретранслятор стандарта DMR (Digital Mobile Radio, цифровая мобильная радиосвязь), модуль видеонаблюдения. Но при необходимости на БПЛА можно монтировать и другое оборудование. Грузоподъёмность каждого аппарата составит 10 кг. Беспилотники будут выполнены в виде весьма габаритных гексакоптеров — дистанция между противоположными лопастями составит примерно 2,4 м.
Мощность электропитания, необходимая для работы дрона, — 8 кВт, диапазон рабочих температур — от -50 до +50 °C. Дождь и мелкие осадки не станут помехами для запуска дронов. Единственное — для БПЛА критична ветровая нагрузка более 12 м/с. Но, в принципе, при таких порывах ветра на открытых пространствах трудно работать и самим людям.
На место работы шеститонный комплекс будет доставляться траловыми вездеходами. Для упрощения логистики он будет выполнен в габаритах стандартного контейнера для морских перевозок длиной 40 футов (12 м).
Проект осуществляется компанией СТК («Системы. Технологии. Коммуникации») совместно с Томским госунивеситетом систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) при поддержке АНО «Национальные проекты России».