Тестоедов рассказал о результатах и перспективах ГЛОНАСС
Как сообщает indicator.ru, 12 декабря на Общем собрании Российской академии наук выступил академик РАН Николай Тестоедов. Он рассказал о результатах и перспективах глобальной навигационной спутниковой системы — ГЛОНАСС. Она развернута в 1995 году и до сих пор остается национальным достоянием России. Географически эта система разнесена по всему миру, включая Антарктиду. Тестоедов подчеркнул главные достоинства ГЛОНАСС: точное местоопределение, доступность любой точки Земли и защищенность от помех.
Однако радионавигация остается не совсем точной — все дело в псевдодальности. Это расстояние между спутником и навигационной аппаратурой Земли, включая погрешность из-за разницы во времени на часах спутника и земного приемника. За последние 10 лет погрешность снижена в 2 раза — дальше ее будут уменьшать новыми технологиями и улучшениями бортовых часов. Также инженеры планируют работу над высокоточным позиционированием: чтобы ГЛОНАСС передавал сантиметровые и миллиметровые данные, нужно увеличить разрядность навигационного сигнала.
Николай Тестоедов рассказал о спутниках радионавигации. Они надежно работают — некоторые уже превысили сроки эксплуатации почти в два раза. В течение ближайшей пары лет под замену попадут как минимум шесть спутников.
Общая проблема создания таких спутников — ограничения в материалах. Как правило, электронные компоненты для аппаратов появлялись благодаря зарубежным поставкам. По словам академика, сегодня в России проводится большая работа по унификации, разработке и корректировке отечественных материалов. Полное импортозамещение должно завершиться к 2030 году.
«Предвижу вопрос: а чего так долго? Когда в 2014 году озаботились импортозамещением и посмотрели состав всех приборов спутника, оказалось, что на спутнике шесть тысяч типономиналов ЭКБ импортного производства», — объяснил Тестоедов.
В будущем ГЛОНАСС расширит свой доступ к отдаленным городам и сложным районам. Также инженеры планируют разместить дополнительные низкоорбитальные спутники, которые усилят навигационный сигнал примерно в тысячу раз.