Какова цепочка создания стоимости космической экономики?
Как сообщает Вестник ГЛОНАСС, цепочка создания стоимости космической экономики состоит из трёх сегментов:
• Разведка и добыча, представляющие научные и технологические основы космических программ (например, наука, НИОКР, производство и запуск).
• Даунстрим, представляющий операции космической инфраструктуры, а также «приземлённые» продукты и услуги, которые напрямую полагаются на спутниковые данные и сигналы для своей работы и функционирования.
• Деятельность, которая вытекает из космической деятельности, но не зависит от неё в своем функционировании (например, передача технологий из космического сектора в автомобильный или медицинский сектор).
Некоторые организации начинают использовать концепцию «мидстрима » (между восходящим и нисходящим потоком) для категоризации операций космических и наземных систем и описания деятельности по цепочке создания стоимости. Эта деятельность представляет собой связующее звено между спутниками и наземной инфраструктурой. В зависимости от методологического выбора их можно разделить на восходящие и последующие виды деятельности.
Космическая деятельность в разведке и добыче включает в себя следующие категории:
• Фундаментальные и прикладные научные исследования, проводимые в высших учебных заведениях, государственных научно-исследовательских организациях, частных и некоммерческих исследовательских организациях.
• Вспомогательные услуги, такие как финансы, страхование, юридические услуги и консультации.
• Научная и инженерная поддержка, включая предоставление услуг в области исследований и разработок, инженерных услуг, таких как проектирование и испытания, и аналогичная деятельность.
• Поставка материалов и комплектующих для космических и наземных систем, включая как пассивные части (кабели, разъёмы, реле и т.д.), так и активные части (например, диоды, транзисторы, полупроводники).
• Проектирование и производство космического оборудования и подсистем, таких как электронное и механическое оборудование и программное обеспечение для космических и наземных систем, а также систем наведения, двигательной установки, энергетики, связи и т.д. космических аппаратов.
• Интеграция и поставка полных систем, включая полные спутники / орбитальные системы и ракеты-носители (включая услуги по запуску), а также наземные системы, такие как центры управления и станции телеметрии, слежения и управления.
Космическая деятельность в сфере переработки предоставляет продукты и услуги, основанные на спутниковых сигналах или данных, нацеленных на потребительские и коммерческие рынки, и включает в себя:
• Операции с космическими и наземными системами. Спутниковые операции предусматривают аренду или продажу спутниковых мощностей главным образом для связи, но также всё чаще и для наблюдения Земли. Наземные системы представляют собой связь между спутниками и наземной инфраструктурой с сетями наземных станций, расположенных в стратегических точках (часто на полярных или средних широтах). Фирмы, занимающиеся спутниковыми операциями, могут действовать по всей цепочке создания стоимости, например владеть собственными спутниками и наземными станциями, а также предоставлять продукты и услуги непосредственно клиентам.
• Услуги по распространению данных. Всё большее число компаний предоставляют платформы или услуги на основе облачных вычислений, упрощающие доступ, использование и распространение продуктов (в основном геопространственных систем (ГИС)).
• Поставка устройств и оборудования для поддержки потребительских рынков. Деятельность в этой категории включает производство устройств (чипсетов, терминалов, оборудования ГНСС (ГЛОНАСС, GPS, BeiDou и Galileo) и других устройств) и разработку программного обеспечения.
• Предоставление услуг, поддерживающих потребительские рынки: предоставление прямой связи домой (телевидение, радио, широкополосная связь); предоставление услуг позиционирования, навигации и синхронизации; предоставление электрооптических изображений (услуги телеметрии, слежения и управления). Текущие приложения включают картографию и картографирование; логистику и дистрибуцию; продажи и маркетинг; наблюдение и безопасность; расчёт времени и точности работы; и коммуникации.
• Предоставление дополнительных услуг в области данных: обработка продуктов и услуг из одного или нескольких источников данных (спутниковые изображения / сигналы и наблюдения на месте, другие источники информации) и преобразование их в легко используемую информацию. Одна и та же компания может предоставлять как сырую, так и переработанную продукцию и услуги. Многие участники этой категории не относят себя к компаниям космического сектора, хотя их продукция зависит от космических сигналов или данных.