Ущерб аграриев от отказа GPS-агропилотов в мире по причине вспышек на Солнце может превысить 150 млн долларов
Как сообщает Зерно Он-лайн, аналитики ассоциации «ИнтерАгроТех» подсчитали, во что обошлись сбои техники GPS-агропилотов во время солнечной бури. Решить подобные инциденты помогут ИИ-автопилоты.
Одним из наиболее серьезных последствий вспышек на Солнце, с которыми столкнулись жители нашей планеты в мае 2023, стал отказ систем GPS-навигации сельхозтехники, на которые полагаются многие фермеры для выполнения полевых работа.
Эксперты отмечают, что в большом количестве регионов мира бедствие произошло в критической фазе проведения сельхозработ (сева, опрыскивания и т.д.), когда задержка в их проведении даже на один день чревата серьезным потерям урожая. Во многих случаях фермеры были вынуждены полностью прекратить полевые работы.
По данным на сегодня, наиболее пострадали аграрии США и Канады – ущерб нанесен в районе 100 млн долларов.
Проблемы с GPS во время солнечной бури отмечались и в других регионах мира, включая Россию, страны Евросоюза, Латинской Америки, Азии и Австралию.
Всего в мире, согласно аналитике «ИнтерАгроТех», потери аграриев за несколько дней солнечной активности могут превысить 150 млн долларов США.
Такие данные получены аналитиками ассоциации на основании экспресс-опроса своих партнеров и аграриев из 8 стран, включая США, Бразилию, Арабские Эмираты, ЮАР и другие.
Ущерб определялся исходя из оценок потерь урожая по причине простоя техники в период отсутствия GPS-сигнала, а также прогнозируемых последствий потерь урожая из-за возникших погрешностей в работе GPS-навигаторов.
Технология GPS-навигации использует глобальную спутниковую навигационную систему для определения местоположения техники на поле и автоматического управления ее движением по заранее заданному маршруту для выполнения задач. Главный недостаток - «слепота», поэтому риски погрешностей у таких устройств достаточно велики, хотя они и прочно вошли в деятельность агрохозяйств в глобальном масштабе. К примеру, в США, по разным оценкам, более 85% техники оснащено такими устройствами.
«Отключения GPS-сигнала подчеркивают, насколько уязвим этот вид систем автопилотирования к сбоям в работе спутников, о чем эксперты предупреждали уже много лет. Основная проблема состоит в том, что в таких ситуациях фермеры оказываются полностью беспомощными. Их техника одномоментно выходит из строя. Фермеры в соцсетях по всему Интернету до сих пор обсуждают сбои в работе GPS», - говорит директор «ИнтерАгроТех» Наталья Филиппова.
Другим более важным последствием отказа GPS-навигации во время вспышек на Солнце стала потеря точности движения техники, оснащенной этими устройствами, что привело к появлению погрешности в движении, которая временами доходила до двух метров.
«Такая ситуация чревата тем, что одна сельхозоперация, например, сев, была проведена по одним траекториям, а внесение удобрений или полив, которые проводятся позднее, в отсутствие вспышек на Солнце, - уже пройдут по другим траекториям. Это значит, что растения были посеяны в одних зонах, а полив и удобрения пойдут в другие зоны, то есть фактически в никуда. Есть риски, что может пропасть весь урожай», - отмечает Наталья Филиппова.
Многие американские дилеры и фермеры считают, что произошедшие события скомпрометировали навигационные GPS-системы для сферы агро, выражают серьезную обеспокоенность зависимостью производств, ответственных за обеспечение продовольствием, от таких факторов.
Отметим рост случаев отказа сельхозтехники, на которой установлены GPS-навигаторы, во всем мире: в прошлом году аналогичный сбой произошел в работе спутников Inmarsat, что привело к длительной остановке тракторов на территории Австралии и Новой Зеландии.
Для России проблема зависимости работы сельхозтехники от GPS-сигнала становится особенно актуальной в связи с использованием средств РЭБ в регионах, близких к зоне проведения СВО.
«Международные эксперты предупреждают о возможности удаленного блокирования подключенных тракторов и проведении кибератак, нацеленных на сельхозтехнику, как серьезную угрозу продовольственной безопасности. В качестве решения проблемы и альтернативы GPS-навигаторам, целесообразно использовать системы автономного управления на основе искусственного интеллекта. Это решения нового поколения, которые не зависят от уровня сигнала GPS. В частности, это и импортозамещенные российские продукты, которым сегодня мы не видим аналогов в мире», заключила Наталья Филиппова.