Runet.news: в России создадут ИТ-платформу для решения проблемы «заброшек»
На сайте "Runet.news" опубликована статья И.Королева "В России создадут ИТ-платформу для решения проблемы «заброшек»". Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
На платформе «Гостех» планируется реализовать ряд сервисов для управления имущественно-земельным отношениями в регионах. В частности, планируется создать публичную витрину объектов, не вовлеченных в хозяйственный оборот, и мобильное приложение для муниципального земельного контроля.
На базе платформы «Гостех» планируется создать ряд новых сервисов в сфере управления имущественного-земельными отношениями на уровне регионов и муниципалитетов. Об этом было сообщено в ходе конференции «Цифровая эволюция».
Сейчас ПО для регионов для управления в сфере имущественно-земельных отношений поставляет несколько компаний. БФТ «дочка» «Ростелекома» (поставляет продукт «БФТ.Имущество» в 19 регионов). «1С» поставляет продукт «1С:РГМИ». «БАРС Групп» поставляет продукт «Управление имуществом» для двух регионов. Также для двух регионов компания КБ «Панорама» поставляет продукт «Градостроительство».
Продукты БФТ, «БАРС Груп» и «1С» имеют следующий функционал: ведение реестра публичного имущества; учет прав и обременений; учет договоров аренды, купли-продажи; учет финансовых обязательств и контроль их исполнения; контроль за использованием имущества; ведение претензионно-исковой работы; направление запросов через СМЭВ (система межведомственного электронного взаимодействия); аналитическая отчетность.
Также продукты БФТ и «БАРС Груп» поддерживают функционал витрины данных. Продукт КБ «Панорама» обеспечивает пространственный анализ и визуализацию.
Проблемами при использовании существующих решений является: недостаточность информации (отсутствие доступной и актуальной информации о статусе объекта имущества публичных собственников всех уровней для потенциальных пользователей); неэффективное использование объекта имуществ (значительное количество объектов имущества не находит своих покупателей/пользователей); не «одно окно» (множественность и разрозненность источников сведений об объектах имущества и процедур их предоставления).
В периметре задач цифровизации имущественного блока регионов лежат задачи, сгруппированные по ряду направлений. К направлению управления имуществом публично—правовых образований относятся: учет юридически значимых операций по статусам имущества и учет доходов от его использования и вовлечения в оборот; построение наиболее эффективных алгоритмов взыскания с должников, расторжения отношений с должниками, вовлечение в оборот высвободившихся от обременений объектов.
К направлению работы по мобилизации в рамках имущественных налогов относятся: организация работ по наполнению ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости) достоверными и полными данными с целью получения налоговых и неналоговый доходов; выявление незарегистрированных объектов и регистрация прав на них.
К направлению государственной кадастровой оценки относятся: формирование актуальной базы данных для проведения государственной кадастровой оценки; проведение государственной кадастровой оценки; защита и сопровождение результатов кадастровой оценки; формирование перечня ст. 378 Налогового кодекса (особенности налогообложения имущества, переданного в доверительное управление или в аренду).
К направлению организации санации относятся: ликвидация (снос) объектов, находящихся в ненадлежащем состоянии; изъятие объектов недвижимости для реализации инфраструктуры проектов; реквизиция для их последующей реконструкции или реставрации. Как поясняет замгубернатор Нижегородской области Егор Поляков, сейчас федеральное законодательство предоставляет регионам «богатый» функционал для прекращения прав собственности на объекты имущества, которые не используются.
Но данный функционал в полной мере не используется, сетует Поляков. В результате в любом региональном центре можно увидеть множество заброшенных объектов, с разбитыми окнами и т. д. Регионы стараются вести работу по санации имущества, но это «недешево».
К направлению организации инвентаризации территорий относится правовой и визуальный 3D анализ территории на предмет наличия имущественных прав на объекты недвижимости, позволяющий идентифицировать объекты недвижимости и понять их правовое положение для принятия управленческих решений.
К направлению организации обследования и проверки имущества относятся камеральное надзор-аналитическое исследование различных имеющихся материалов об объектах недвижимости; инспекторский надзор — натурное обследование объектов с автоматизированной подготовкой актов обследований. Сейчас активно развиты камеральные технологии нарушения законодательства, говорит Поляков, например, Москва два раза в год делает такого рода съемку.
На платформе «Гостех» планируется реализовать следующий функционал: публичность и открытость информации для граждан: (публичная витрина данных об объектах имущества, не вовлеченных в хозяйственный оборот); агрегация данных (федеральная и региональные витрины, включая данные муниципалитетов); «Эффективный межвед» (сервис взаимодействия с ФГИС, ГИС «Торги», НСПД (Национальная система пространственных данных) и витринами); «Просто и точка!» (получение предварительных условий и калькуляция стоимости объектов имущества).
Как объясняет гендиректор БФТ Наталья Зейтениди, необходимо обеспечить возможность для граждан, индивидуальных предпринимателей, бизнеса и фермерских хозяйств понять, какое имущество не вовлечено в хозяйственный оборот и может быть продано или сдано в аренду. В том числе требуется функционал, когда граждане смогут проголосовать за выставление какого-либо объекта на продажу.
Сейчас регионы принимают решения о продаже имущества, не разбираясь в том, на что есть спрос. Желающим приобретать такого рода имущество необходимо изучать информацию из 89 региональных порталов имущества. Причем в некоторых регионах информация будет представлена в таблицах Excell с реестром адресов без возможности их оценки, сетует Зейтениди.
Для решения этих проблем необходимо создать публичную витрину данных об объектах имущества, не вовлеченных в оборот. Причем данный сервис должен будет работать на всей территории страны.
Егор Поляков отметил, что по поручению Правительства все регионы сделали инвестиционные карты. «Поручения не были исполнены, но, когда поручения исполняются, это не всегда полезная история, — говорит Поляков. — Будет больше пользы, если сделать одно решение на всю страну». Правда, присутствовавший на конференции министр цифрового развития Максут Шадаев отметил, что сейчас создание единого реестра государственного и муниципального имущества не планируется.
Муниципалитеты в наименьшей степени цифровизированы, потому что проведение соответствующих мероприятий требует затрат, а, за исключением городов-миллионщиков, таких ресурсов у них нет, говорит Поляков.
Основными проблемами в сфере муниципального земельного контроля являются: отсутствие сквозного контроля в сфере использования земель; разрозненные данные (высокая трудоемкость проведения контрольных (надзорных) мероприятий); отдельные государственные и ведомственные информационные системы (отсутствие интеграции информационных систем органов местного самоуправления с федеральными государственными информационными системами (Единый реестр проверок, Единый государственный реестр недвижимости, ГИС государственный и муниципальных платежей); высокие расходы (органы местного самоуправления не имеет возможности заказывать и разрабатывать современные информсистемы).
В указанной сфере на платформе «Гостех» планируется реализовать следующий функционал: сквозной контроль в сфере земельных отношений (сервис инспектора муниципального земельного контроля); повышение охвата нарушений); снижение затрат на их выявление (цифровой паспорт объекта и субъекта контроля); исключение человеческого фактора (автоматизация процедуры привлечения к административной ответственности и контроля устранения выявленных нарушений); полнота контрольной работы (автоматизация процесса выявления нарушений земельного законодательства с использованием искусственного интеллекта).
Как рассказал Дмитрий Вахрушев из «БАРС-Груп», Росреестр уже имеет карту с нарушениями законодательства в формате geo.json с конкретными инцидентами нарушения земельного законодательства. Соответственно, инспектор выходит на место, где уже таргетировано нарушение, причем с помощью мобильного приложения он может его легко задокументировать. В Республике Татарстан уже прошло испытания такого решения в ряде муниципалитетов, выяснилось, что попадание «100:». Внедрение подобного рода решения может минимизировать затраты на работу инспекторов и повысить налогооблагаемую базу, говорит Вахрушев.
С целью реализации указанного функционала компания БФТ готова доработать существующее решение за 50 млн руб., внедрение в одном регионе обойдется в 2,5 млн руб., в аналогичную сумму обойдется поддержка решения в одном регионе.
«БАРС Груп» готова доработать существующее решение за 60 млн руб., внедрение в одном регионе обойдется в 500 тыс. руб, поддержки в одном регионе — в 100 тыс. руб.
«1С» готова доработать существующее решение в 20 млн руб., внедрение в одном регионе обойдется в 2 млн руб., поддержка в одном регионе — в 500 тыс руб.
КБ «Панорама» готова доработать существующее решение в 10 млн руб., стоимость внедрения в одном регионе составит 2 млн руб., стоимость поддержки в одном регионе — в 500 тыс. руб.