Статья в НВО по поводу перспектив ГЛОНАССА и наши оценки
Независимое военное обозрение (НВО) опубликовало достаточно спорный, с нашей точки, зрения материал Андрея Барановского с двойным названием: "Экономическая составляющая спутниковой навигации" и "У российских производителей еще есть шанс получить свою долю на рынке GPS-оборудования". Оставив оценки и неточности на совести автора, публикуем материал полностью, т.к. не менее чем его автор заинтересованны в использовании отечественного научно-технического потенциала. Вот только к нему (потенциалу) еще бы грамотное и гибкое руководство! (Здесь наши оценки расходятся с мнением Андрея Барановского) Тогда бы Galileo не смотрел в сторону Китая с Индией, а давно бы был бы наш - "Глонассовский". Нужно то всего - ничего:
- отменить секретность на определение координат географических объектов, что давно противоречит здравому смыслу и не дает развиваться самому массовому сектору этого рынка - частной навигации (кстати упомянутое у Андрея Барановского постановление Правительства РФ, не решает этих задач, оно лишь отменяет необходимость получения госразрешения на продажу приемников, а никак не на их использование),
- обеспечить государственные гарантии в поддержании спутниковой группировки,
- разрешить всем ведущим поставщикам приборов спутникового позиционирования производить приемники ГЛОНАСС, но только в виде совместного производства в России: ведь налоги должны быть "нашими" и покрывать поддержание спутниковой группировки.
Если кто-то с нами не согласен, готовы поспорить - ГИС-Ассоциация.
Далее сама статья:
Премьер-министр Михаил Касьянов подписал постановление № 635 от 18 октября 2003 года, которое открывает дорогу широкому использованию в России приборов GPS и дает возможность отечественной промышленности выйти на один из наиболее динамичных мировых рынков их гражданских модификаций. А рынок этот огромен. Так, по прогнозам, в 2008 г. объем рынка GPS-продуктов и услуг по всему миру достигнет 22 млрд. долл., из которых 12% придется на средства индивидуальной навигации, в том числе телефоны с GPS. К примеру, еще в марте 2003 г. японская корпорация KDDI отпраздновала продажу 5-миллионного мобильного телефона с такой функцией.
Этот "жирный" кусок делят между собой примерно 15 фирм, большая часть которых американские. Россия же из-за секретности на этом рынке пока не присутствует, хотя на десятипроцентную его долю могла бы смело рассчитывать.
В чем же смысл подписанного Касьяновым постановления? Оно практически легализует существующий в России рынок GPS-приемников, так как признает утратившим силу пункт постановления № 832 "Об утверждении особых условий приобретения радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств" от 1996 г. Этот пункт обязывал продавцов радиоэлектронных средств, в том числе мобильных телефонов, получать разрешение на их реализацию в Госсвязьнадзоре. Даже если останется запрет на навигационное оборудование и карты точностью больше 30 м, у российских производителей появится стимул производить всю номенклатуру оборудования для работы со спутниковыми навигационными системами. А это не только американская GPS, но и отечественная ГЛОНАСС, и запускаемая в 2008 г. европейская Galileo.
Российский ГЛОНАСС (Глобальная Навигационная Спутниковая Система) находится в постоянной эксплуатации с 1995 г. Но всемирное признание получил ее американский аналог - GPS (Global Positioning System), хотя обе системы равно предназначены для предоставления навигационных услуг неограниченному количеству пользователей, находящихся на поверхности Земли, в воздухе и околоземном космическом пространстве и имеющих специальные навигационные приемные устройства. А дело в том, что ГЛОНАСС, принадлежащая военным, была засекречена. Американцы же, которые всегда ищут возможность извлечения прибыли из военных разработок, создали вокруг GPS огромный рынок гражданской продукции. Поэтому все связанное с навигационными спутниковыми системами обязательно имеет приставку GPS.
История использования ГЛОНАСС типична для отечественных спутниковых систем. Как всегда, не оказалось средств на создание адекватного наземного сегмента - у военных не было денег на оснащение армии GPS-приемниками. Космическая система стала деградировать. Из запущенных к 1990 г. 48 спутников 16 вообще не передавали никаких сигналов. Когда стали разбираться, а это было уже в 1991 г., то выяснилось, что эти спутники вообще не имели на борту аппаратуры - их использовали для отработки вывода на орбиты. А ведь принцип работы навигационной аппаратуры потребителей основан на приеме сигналов от 4-х и более спутников, находящихся одновременно в зоне видимости определяющегося объекта, и вычислении собственных текущих координат, скорости и времени на основании информации, излучаемой со спутников. При этом полученная потребителем точность навигационных определений может составлять 30-40 м и менее.
К лету 2001 г. на орбите остались только 6 работающих спутников. В результате, чтобы определить свое местонахождение, в ГЛОНАСС требуется от 30 до 60 минут. А в GPS - примерно 10 секунд. И только недавно военные спохватились и стали восстанавливать спутниковую группировку. В конце 2003 г. одной ракетой "Протон-К" с Байконура были запущены три спутника. Два из них - модели "Ураган" и один - модифицированной "Ураган-М". Как сообщается, "Ураган-М" представляет собой спутник нового поколения, имеющий улучшенные технические характеристики. Он рассчитан на более продолжительный срок эксплуатации на низкой околоземной орбите - 7 лет. "Ураган-М" должен обеспечивать пользователей системы, которые могут находиться в любой точке земного шара и околоземного пространства, более точными навигационными данными. Делать это он будет быстрее, чем спутники серии "Ураган".
В последние годы финансирование программы ГЛОНАСС осуществляется хотя и в недостаточном объеме, но с постоянным увеличением. Так, федеральные ассигнования на нее в 2004 г. возрастают на 40,6% по сравнению с 2003 г. Много это или мало, можно спорить. Но без подключения отечественной промышленности к массовому выпуску широкой гаммы продукции для использования этой системы в гражданском секторе заказы военных нельзя назвать массовыми. А отсюда и огромные цены. Кроме того, МО долго не оплачивает даже поставленную продукцию. Как отмечает гендиректор компании "ПРИН", "наш опыт поставок GPS-оборудования силовикам показывает, что задержка оплаты порой может достигать трех лет".
А ведь не так давно Генштаб распорядился профинансировать программу информационного переоснащения войск. В соответствии с планом Анатолия Квашнина до конца 2005 г. всех командиров взводного и ротного звена необходимо оснастить приемниками ГЛОНАСС. Их потребуется не менее полумиллиона. Чтобы вести бой современными методами, каждое подразделение и каждый солдат должны знать свое местонахождение. Навигационные приемники позволят сделать еще один шаг к экипировке солдата XXI века.
Во сколько же обойдется оснащение армии приборами ГЛОНАСС? В России их разрабатывают несколько КБ и НИИ. Но, к примеру, отсутствие спроса привело к тому, что совмещенные GPS/ГЛОНАСС приемники "неподъемны" для военных не только физически, но и в силу своей дороговизны. По данным журнала "Финанс", рыночная стоимость "носимого" килограммового навигационного приемника составляет около 1000 долл.
Удовлетворение потребности армии даже в таких тяжелых приемниках обойдется Минобороны в сумму до 0,5 млрд. долл. Осилит ли военное ведомство столь тяжкую финансовую ношу?...
Но и в России уже есть сверхлегкие ГЛОНАСС/GPS приемники. Это навигационный 16-канальный приемник массой 80 граммов. Его размеры 45х95х15 мм. Дело за малым - начать его серийный выпуск.Этим и должны заняться отечественные серийные заводы радиоэлектроники, которые сидят без заказов. Им самое время воспользоваться правами, которые дал Касьянов своим постановлением № 635 от 18 октября 2003 г.
А ждет ли нашу продукцию мировой рынок? Оказывается, ждет. Так к главе Федеральной службы геодезии и картографии России Александру Бородко иностранцы постоянно обращаются с вопросом: "Где ваш ГЛОНАСС, когда вы его развернете?" Мир попал в полную зависимость в вопросах определения точных координат и навигации от США, и он ищет альтернативу. Российской промышленности надо воспользоваться и тем, что начала создаваться еще одна система спутниковой глобальной навигации - европейская "Галилео" (Galileo).
"Галилео" возник из-за того, что в критический момент американцы могут отключить все открытые каналы GPS, что и происходило уже во время югославских конфликтов. Чтобы противостоять европейцам, США "подсластили пилюлю". И с мая 2001 г. повысили точность определения координат для гражданских лиц со 100 до 10 м, то есть она сравнялась с точностью определения положения объекта, выдаваемого на военные приемники GPS. С 2005 г. точность должна возрасти до 5 м. По расчетам европейцев, к 2010 г. на континенте будет 200 млн. пользователей GPS. И если сейчас США не кодируют сигналы, то у них возникнет соблазн заняться их шифровкой, а за раскодирование брать плату. Поэтому Западная Европа собирается в рамках "Галилео" запустить к 2008 г. 30 спутников. В 2002 г. министры транспортных коммуникаций европейских стран выделили 392 млн. долл. на разработки, Европейское космическое агентство - 485 млн. долл. Сторонники "Галилео" полагают, что создание такой системы обеспечит появление примерно 100 тыс. новых рабочих мест и снизит зависимость Европы от американских технологий.
Не обошлось, впрочем, и без скандалов. Общая стоимость "Галилео" составляет 3,24 млрд. долл. (по другим данным - 6 млрд. долл.). Шесть стран (Германия, Нидерланды, Дания, Австрия, Швеция и Британия) противились созданию этой системы, сомневаясь в ее коммерческой целесообразности и жизнеспособности: GPS доступна всем желающим и к тому же де-факто является мировым стандартом. Идея независимой от GPS европейской системы не понравилась и Пентагону, который опасается, что сигналы "Галилео" будут мешать работе GPS, используемой военными. Однако Германия в итоге все-таки примкнула к этому проекту, объявив об "огромной политической, стратегической и экономической важности" существования собственной европейской системы, тем самым обеспечив большинство голосов, поданных за ее создание.
Частные структуры к проекту допустят не ранее начала 2004 г. Штаб-квартира агентства по разработке системы будет находиться в Брюсселе, неподалеку от штаб-квартиры НАТО.
Чтобы хотя бы частично покрыть расходы, привлекли Китай и Индию. Вклад последней составит, по сегодняшним оценкам, 300 млн. долл. Участие Китая более существенно. В частности запуски спутников будут вестись ракетами "Великий поход".
Появление "Галилео" означает, что не такое уж богатое население Китая и Индии, их геодезические, геологические и кадастровые службы востребуют массу приборов, использующих услуги этой навигационной системы. Американские и европейские для них дороги. Конечно, обе эти страны в состоянии наладить выпуск даже сложных приборов, но возникает вопрос качества. Вот и надо бы отечественному ОПК "подсуетиться" и хотя бы частично захватить новый рынок. Тем более что еще в 2000 г., в ходе пребывания во Франции делегации РФ во главе с Михаилом Касьяновым и Ильей Клебановым, состоялся ряд деловых переговоров и встреч с руководителями крупных французских компаний, в которых принял участие генеральный директор Российского агентства по системам управления (РАСУ) Владимир Симонов. На них обсуждались и вопросы, связанные с сотрудничеством Российского авиационно-космического агентства (РАКА) и РАСУ с объединенной компанией ТАЛЛЕС и корпорацией "Алкател" по осуществлению совместных работ в области создания аппаратуры пользователей ГЛОНАСС-"Галилео"-GPS. Были также обсуждены совместные аспекты работы с РАКА по системе "Галилео"-ГЛОНАСС.