Россия узнает про погоду благодаря западным партнерам
На минувшей неделе исполнилось 35 лет со дня запуска первого отечественного метеорологического спутника серии "Метеор". Событие, с одной стороны, замечательное, ведь наша страна оказалась второй после США, которая обзавелась космической метеослужбой.
С другой - печальное, сродни юбилеям наших былых хоккейных побед. Когда-то мы заслуженно гордились космосом и хоккеем. Но теперь в хоккей даже до медалей не добираемся, а в космосе с декабря 2003 года, когда из строя вышел последний "Метеор", вообще остались без единого метеоспутника, что по меркам космического клуба является форменным позором.
Всего в нашей стране было запущено 33 метеорологических спутника. В недавние еще времена Россия обладала целой группировкой, по 3-4 одновременно, спутников, ответственных за мониторинг погоды. Это позволяло получать и "сшивать" космические снимки земной атмосферы и земной поверхности в полном объеме. В 1970-1980-е годы СССР по космическому мониторингу мало в чем уступал мировому лидеру по этому направлению - США, которым удалось в 1979 году спрогнозировать приближение ураганов Давид и Фредерик к побережью Мексиканского залива, что позволило спасти жизнь сотням тысяч человек.
Карта перемещающихся облаков, состояние ледового покроя морей и рек, температура земной и водной поверхности с большим разрешением, температура верхней границы облаков, данные вертикального зондирования атмосферы по температуре и влажности, карты разливов рек и водоемов, очагов пожаров, засух, пыльных бурь, тайфунов, распределения продуктов техногенных аварий и направления их перемещения - перечень сведений, которые собирают современные метеоспутники, очень велик. Беззащитность России перед природными катаклизмами происходит во многом и потому, что страна по своей воле лишилась космического "глаза".
Объяснения стандартные: экономические трудности. Но это лукавство. По мировой практике развитые страны тратят на орбитальную метеорологическую систему 5% космического бюджета. У США, кстати, есть и дублирующая, еще более мощная спутниковая метеорологическая группировка, которая обеспечивает информацией авианосцы и военные базы по всему миру. Россия же целое десятилетие не тратила, по существу, ни копейки. В итоге половодье хоть на Лене, хоть на Кубани застает нас врасплох. Не говоря уже о крайне низком качестве ежедневных сводок погоды...
В рамках Всемирной метеорологической организации (ВМО), где состоят 147 стран, сложилась глобальная система космических метеорологических наблюдений. Эта система состоит как бы из двух ярусов спутников. Первый ярус - полярно-орбитальные, или, по другой терминологии, солнечно-синхронные спутники. Они расположены на высоте 900 км. ВМО старается поддерживать в космосе одновременно не менее 4 таких аппаратов. Сегодня на солнечно-синхронной орбите находятся три американских метеоспутника серии NOAA и российский "Метеор-3М". Однако и в лучшие времена параметры передающих устройств нашего "Метеора" не соответствовали нормам ВМО, и аппарат не участвовал в международном обмене. С декабря 2003 года 3 передатчика "Метеора" из четырех замолчали, и сейчас про погоду и радиационную обстановку "Метеор" ничего не сообщает, работает на 20% своих возможностей и присматривает только за состоянием северного ледового покрова. Проверенная БК 1XBET годами
торой ярус метеорологических спутников находится на геостационарной орбите на высоте 36 000 км, где аппарат обладает способностью неподвижно висеть над одной точкой земной поверхности. То есть такая точка превращается как бы в стационарную космическую станцию, которая одновременно наблюдает за гигантскими земными территориями. Кроме того, геостационарные спутники используются в качестве ретрансляторов для сбора и передачи информации с сотен земных метеостанций в центры обработки данных.
Самый большой центр находится в городе Сьютленд в американском штате Мэриленд. Кстати, Всемирная метеорологическая организация разделила геостационарную орбиту на несколько секторов для полного обзора земной поверхности. Для этого достаточно 6-7 спутников. Сейчас обзор нашей планеты ведут два спутника США, два - европейских, один - из Японии, один - из Китая. В 1998 году после 4 лет работы вышел из строя последний российский геостационарный спутник "Электро-1", висевший над Индийским океаном. Образовавшаяся "дыра" на орбите была занята европейским спутником "Метеосат". Таким образом, сейчас объемы данных, получаемых российскими синоптиками от отечественных и зарубежных спутников, соотносятся как 1:100. Научно-исследовательский центр "Планета", исходя из зарубежных данных, производит около 60 видов космической метеорологической продукции и доводит ее до синоптиков, экологов, специалистов МЧС...
Россия, не имея ни единого собственного спутника, в настоящее время получает метеорологическую информацию от европейского космического метеорологического агентства "Евметсат", которому мы обещали ответную космическую информацию, как только запустим спутник "Электро-2". Согласно федеральной космической программе аппарат "Метеор-3М" будет запущен в 2005 году, "Электро-2" - в 2006 году. Сроки запусков этих спутников уже неоднократно переносились. И без того изначально невысокого по мировым меркам качества, эти спутники, даже добравшись до орбиты, окажутся настолько морально устаревшими, что по многим параметрам вновь не будут соответствовать нормам ВМО. Когда доберутся - никто не скажет. Спутник "Метеор-3М" показывали на Московском авиационно-космическом салоне (МАКС) еще в 2001 году и преподносили его как чудо техники. Но настоящее чудо в другом - в том, что Россия сидит без метеорологических спутников. Прошлая весна огорошила природными катаклизмами, о которых мы не знали - не ведали. Что принесет эта весна?