Мнение Притворова А.П., генерального директора ООО «Издательско-продюсерский центр ДИЗАЙН. ИНФОРМАЦИЯ. КАРТОГРАФИЯ» о проблемах авторского права на государственные топографические карты
Ответы публикуются в рамках нашей дискуссии «Проблемы авторского права на государственные топографические карты» ( http://www.gisa.ru/copyright.html ).
Спасибо за приглашение участвовать в дискуссии. Мое мнение по сути задаваемых вопросов следующее: 1. Может ли авторское произведение создаваться по наставлениям и инструкциям?
Безусловно, может. Скажем, все средневековое искусство было детальнейшим образом регламентировано и канонизировано. Это никому не мешало создавать шедевры, которыми мы до сих пор восхищаемся. То же, на мой взгляд, касается и карт. Каноны профессионалу не помеха.
2. Распространяется ли авторское право на информацию о положении и свойствах пространственных объектов отображаемых на топографических картах?
Нет, не распространяется. Это все равно, что сказать, распространяется ли авторское право на слова и грамматические правила русского языка, значения таблицы умножения или физические константы.
3. Какая деятельность в процессе создания и обновления топографических карт приводит к появлению авторских прав?
Деятельность по:
отбору и структурированию информации (объектов);
дизайнерским и художественным решениям, связанным с оформлением.
4 Можно ли топографические карты считать произведениями науки?
Безусловно, можно (и нужно). См. п.3. Кроме этого:
карта является, прежде всего, информационной базой данных. Составление, создание любых баз данных, их «включение» в активное пользование является неотъемлемой частью любой современной научной деятельности;
в развитии карта является информационно-справочным, а также аналитическим изданием;
картографический язык это один из языков описания действительности (практически любой); слово «топография» стало одним из самых употребляемых в современном научном дискурсе. (по частоте сравнима с фракталом, струной или другими новомодными штучками);
компоновке, сочетаемости, соподчиненности разнородной информации на картах;
увязки карты и информации со взаимосвязанной информацией вне ее (рядом положенной);
выстраивание системы карт в одном издании, проекте;
«встраивание» данной конкретной карты в общую систему близких ей, ранее (позднее) изданных карт, атласов;
выявление, придание картам большего объема смыслов и качеств (возможно даже не предусмотренных специально авторами-составителями);
невозможно сделать хорошую карту, отображающую сложный объект, без тщательных исследований большого количества специалистов разных областей знаний. Без фундаментальной и прикладной науки, без «опытно-конструкторских» разработок;
И т.д. т.п.