Американское руководство взяло курс на усиление космических возможностей стратегической разведки и управления
В электронной версии газеты "Независимое военное обозрение" от 13 августа помещена статья Александра Горшкова "СПУТНИКИ ПРОТИВ РАКЕТ.
Американское руководство взяло курс на усиление космических возможностей стратегической разведки и управления". Так как тема статьи очень близко касается проблем, освещаемых нашим сайтом, приводим ее текст полностью.
Новая военная стратегия и глобальная система НПРО стимулируют космические программы Соединенных Штатов.
За последние годы внимание военных аналитиков и обозревателей привлекают усилия руководства США по развитию разведывательно-информационных и управленческих систем космического базирования для обеспечения стратегической противоракетной обороны и эффективного ведения различных военных операций в прогнозируемых конфликтах и войнах нового облика. Этот курс полностью соответствует духу и букве современной американской военной стратегии на обеспечение доминирующего положения в мире.
Приоритетное внимание космическим системам обусловлено интересами резкого усиления возможностей стратегической разведки по задачам раннего предупреждения о ракетных атаках в обстановке нарастания угроз масштабного террора с применением ОМП, а также в интересах строящейся национальной системы ПРО (НПРО) и ведения возможных военных операций нового облика в обозримом будущем, включая операции в космосе и из космоса. Повышенное внимание руководства США к военному космосу отражается в актах принятия новой "превентивной" военной доктрины и "Новой стратегии Соединенных Штатов", разработки вытекающих из них новых оперативно-стратегических концепций ведения военных операций и войн нового типа.
Политическое решение президента Буша, принятое в сентябре 2002 г., о начале оперативного развертывания элементов национальной системы ПРО (НПРО) в 2004 финансовом году подчеркивает роль и значение космоса в долгосрочных планах США, в которых эти решения по космическим программам увязаны с развертыванием глобальной войны против международного терроризма и необходимостью ее поддержки аэрокосмическими средствами и возможностями.
Решения руководства США об объединении ресурсов и усилий Министерства обороны, Агентства ПРО (MDA), видов ОВС страны и разведывательного сообщества для реорганизации структуры национальной разведки, расширения ее стратегических возможностей внедрением высоких космических технологий, выражают главную суть и направленность долгосрочной политики в строительстве глобальной системы государственного и военного управления для новых геополитических условий и войн нового облика.
За последние годы в США созданы новый "Офис Национальной разведки" (National Reconnaissance Office - NRO), новый военный орган "Космической интеграции по обеспечению национальной безопасности" (NSSI - National Security Space Integration Office), новое Национальное агентство "Космической картографии и изображений" (NIMA - National Imagery and Mapping Agency), которые интегрируются в единую систему поддержки и обеспечения деятельности Агентства национальной безопасности (NSA - National Security Agency).
Решения, направленные на ускоренное развитие космических возможностей, реализуются в рамках приоритетных программ масштабных НИОКР и практических мероприятиях - таких как комплекс программ по созданию и развертыванию национальной ПРО (НПРО) США, космических ИК-систем слежения (Space-based IR Systems- SBIRS High/Low), космических радара (Space-based Radar-SBR) и лазера (Space-based Laser-SBL), космических систем СВЧ и направленной энергии, в многочисленных экспериментальных аэрокосмических программах по разработке платформ - носителей оружия (от Х-31 до Х-50) и многих других.
ПРОГРАММЫ
Сейчас реализуются три программы военных космических систем США. Это космическая ИК-система обнаружения пусков БР (SBIRS L/H), космический радар (SBR), лазер (SBL) и кинетический перехватчик (SB-KEI).
В ряду космических программ США особое место занимают программы и проекты оперативного обеспечения и поддержки глобальной НПРО США, в частности программа создания инфракрасной системы наблюдения/раннего предупреждения о пусках БР космического развертывания, состоящая из групп спутников на низких и высоких орбитах - SBIRS (Space Based - IR Low/High System). Эта система характеризуется в военных кругах как перспективная система космической стратегической разведки "второго поколения" с повышенными характеристиками обнаружения, глобального слежения/сопровождения и целеуказания в реальном времени для действующих ударных сил и средств не только НПРО, но и ОВС США в целом. Орбитальная группировка SBIRS на высоких орбитах (SBIRS High), по замыслу, заменит прежние орбитальные комплексы - разведывательные спутники системы DSP (Defence Support Programm Satellites), которые решали задачи раннего предупреждения начиная с 70-х годов.
Еще большее значение военное руководство США придает долгосрочной программе космического радара (SBR - Space-Based Radar), рассчитанной до 2012-2015 гг., в качестве средства разведки в общей системе стратегической обороны страны в XXI веке.
По оценкам аналитиков США, затруднения в реализации программы ИК-системы SBIRS-L/H стимулируют программу космического радара SBR, которая, в свою очередь, вызывает противоречивое отношение со стороны командования видов ВС.
Аналитики программы отмечают, что руководство ВВС США обеспокоено низкими результатами работ по программе орбитальной SBIRS-H/L, резким ростом ее стоимости и приняло решение сосредоточить усилия одновременно на реализации новой важной программы космического радиолокатора высокого разрешения стратегической разведки (SBR - Space Based Radar), предназначенного для удовлетворения повышенных требований и нужд национальной обороны и безопасности. При этом разработчики и исполнители программы SBR намерены максимально учесть негативный опыт разработки и реализации программы ИК-системы SBIRS и избежать ее ошибок и недоработок.
СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ОРБИТАЛЬНОЙ ИК-СИСТЕМЫ SBIRS-H/L
ВВС США разрабатывают два самостоятельных орбитальных компонента космической инфракрасной (IR - infra-red) системы - на высоких (SBIRS-High) и на низких (SBIRS-Low) орбитах для раннего обнаружения пусков БР и упреждающего предупреждения о ракетном нападении. Оба комплекса предназначены для развертывания в глобальной национальной ПРО (НПРО) США. Для управления, обслуживания и поддержки системы SBIRS-L/H создается единый наземный сегмент поддержки.
МО США в течение 2002 г. рассмотрело результаты работ по программе SBIRS, признало их неудовлетворительными и приняло решение ускорить реализацию программы космического радиолокатора SBR и оперативное развертывание радара.
Официальные лица ВВС США признают, что программа SBIRS была изначально неудовлетворительно подготовлена организационно и методологически: не было выработано четкой концепции системы (особенно по высокоорбитальной составляющей системы - SBIRS-High); отсутствовала детально согласованная по этапам программа ее реализации; не были организационно решены проблемы менеджмента и контроля; оперативно-тактические требования (ОТТ) системы и их приоритеты не были четко определены и не сформулированы; не просчитаны предстоящие расходы на разработку системы; финансирование изначально было недостаточным и нестабильным; отсутствовали сколько-нибудь приемлемые оценки технологических и прочих рисков, связанных с процессами реализации программы строительства системы и ее оперативного использования.
В совокупности это привело к задержкам работ, резкому росту затрат и стоимости компонентов системы SBIRS - L/H сверх допустимого "базового потолка" расходов - "бюджетной линии Нанна-МакКурди".
Заместитель министра обороны по вооружениям Олдридж в мае 2002 г. добился от конгресса продолжения финансирования программы SBIRS с условием ее реструктуризации в соответствии с требованиями снижения расходов при обеспечении конечных показателей работоспособности и эффективности.
Замминистра ВВС и директор офиса национальной разведки (NRO) Петер Титс считает, что ответственность за эти недостатки должны поровну разделить правительство и промышленность, выполнявшая работы по программе. Выступая на брифинге в комитете по вопросам вооруженных сил Сената, он признал, что "самый масштабный вызов, стоящий перед нами, - создание высокоорбитальной космической ИК-системы SBIRS-High, которая должна стать системой раннего ракетного предупреждения второго поколения и поддержки создаваемой комплексной системы национальной ПРО".
Несмотря на выявленные недостатки, программа SBIRS остается одним из важных элементов обеспечения оперативного использования строящейся национальной противоракетной системы США (НПРО).
НИЗКООРБИТАЛЬНАЯ ИК-СИСТЕМА (SBIRS-LOW)
Программа космической системы SBIRS-Low начата органами НИОКР ВВС в августе 1999 г. Совместным решением МО и агентства ПРО (MDA) в феврале 2003 г. низкоорбитальная SBIRS/L переклассифицирована в "космическую систему слежения/сопровождения" (Space Observation & Tracking System).
Низкоорбитальная SBIRS-Low предназначается для сбора, обработки и выдачи информации о запусках БР всех классов (от БРМД до МБР/БРПЛ), раннего предупреждения о ракетных атаках, сопровождения и выдачи данных их полета на всех участках траектории в реальном времени системам управления НПРО на перехват атакующих БР.
По замыслу, система SBIRS-L должна обладать способностью слежения/сопровождения БР/боеголовок после прекращения работы двигателей ("холодных целей") на среднем и конечном участках траектории.
ВВС США в течение 2002 г., хотя и с затяжкой на два года, провели структурную перестройку программы: уточнены и расширены оперативные функции низкоорбитальной ИК-системы; оптимальный состав орбитальной группировки на низких орбитах (LEO-Low Earth Orbital Constallation) предварительно определен из 24 спутников; принято решение дополнительно оснастить спутники специализированными сенсорами состояния окружающей среды и ее влияния на работу всех систем комплекса SBIRS/НПРО; определены параметры финансирования, решены другие вопросы, связанные с НИОКР, испытаниями, производством и контролем за состоянием работ и программы в целом.
В функции SBIRS-L введены новые задачи разведки и слежения не только за стационарными позициями БР, но в приоритетном порядке за наиболее опасными угрозами - маневрирующими на земле/море/в воздухе "критическими по времени объектами" - высокоподвижными ударными средствами.
В перспективе планируется последовательно развить боевые возможности ИК-системы SBIRS и космического радара (SBR) до уровня, позволяющего решать в реальном времени задачи обнаружения и непрерывного слежения за низколетящими воздушными объектами - самолетами, крылатыми ракетами и беспилотными ударными аппаратами (UCAV).
Спутниковые ИК-сенсоры SBIRS-Low будут многоспектральными, охватывающими три диапазона частот ИК-излучений разной интенсивности на разных этапах полета БР - тепловые излучения коротких, средних и длинных волн. Комплекс данных всех трех типов сенсоров позволит обнаруживать и детально анализировать характеристики объекта на этапах пуска, разгона и полета.
Длинноволновые ИК-сенсоры принципиально предназначаются для обнаружения и слежения за полетом "холодных" БР после отработки их двигателей - на среднем и конечном участках траектории.
В апреле 2002 г. компания TRW была предварительно намечена основным контрактором единой команды по разработке SBIRS-L в составе TRW, Spectrum Astro (разработчик спутников), Raytheon и Northrop Grumman (разработчики по заказам TRW "критических" ИК-сенсоров всех диапазонов волн). В начале 2003 г. состав этой группы во главе с TRW утвержден окончательно.
Запуск первого спутника системы SBIRS-L первоначально планировался на 2006 финансовый год, а второго спутника - на 2007 финансовый год, но процесс реструктуризации программы задерживает первый запуск спутника SBIRS-L по меньшей мере на 2 года и вынужденно переносится с 2006-го на 2008-2009 гг.
Единая команда разработчиков SBIRS-L должна сконцентрировать усилия на ускорении создания и вывода на орбиты ИК-спутников слежения за БР по их технологической готовности, а затем последовательно расширять и совершенствовать их боевые возможности по мере появления новых высоких технологий.
По бюджетному плану МО на 2001-2005 финансовые годы на расходы по программе SBIRS-L выделяется 2,4 млрд. долл. В 2002 г. уже отмечен перерасход средств на систему, но пока в пределах, дозволенных мандатом конгресса (перерасход не превышает 25% выделенных конгрессом ассигнований).
По предварительным расчетам, оптимальный состав "созвездия" ИК-спутников на низких орбитах должен состоять из 24 единиц и обеспечивать решение разведывательно-информационных задач в любой обстановке.
ВЫСОКООРБИТАЛЬНАЯ ИК-СИСТЕМА (SBIRS HIGH)
Главным в общей программе SBIRS становится вопрос о дальнейшей судьбе второй составляющей ИК-системы - высокоорбитальной системы - SBIRS-H: предстоит решить вопрос о ее реструктуризации в прежнем виде или принять другой путь ее реализации. Этот процесс неизбежно задержит реализацию программы в ее новом, перестроенном виде и запуск первых спутников как минимум на 2 года.
Высокоорбитальная ИК-система (SBIRS-High) предназначается для постоянного и непрерывного наблюдения за заданными зонами поверхности земли и Мирового океана, разведки действующих в них объектов ракетно-ядерных СНС/ОМП вероятных противников, раннего предупреждения о перемещениях и деятельности ударных группировок и о подготовке ракетных ударов с применением ОМП.
Программа SBIRS-H ВВС США стартовала в 1996 г. Основным контрактором и системным интегратором этой "системы систем" (SBIRS-High) является корпорация Lockheed Martin Space Systems (Саннивэйл, Калифорния). Корпорация Northrop Grumman разрабатывает для SBIRS-H сверхчувствительные ИК-сенсоры двух типов и предназначения:
- "сканируюшие" ИК-сенсоры (scanning IR-sensors) должны обследовать широкие полосы земли с целью обнаружения пусковых установок и пусков БР;
- "пристально рассматривающие" (staring IR sensors) - сверхчувствительные ИК-сенсоры, действующие независимо от "сканирующих" сенсоров, но те по их целеуказанию должны устойчиво фокусироваться на достаточное время на точку пуска БР для сбора детальной информации о характеристиках запущенной ракеты, ее скорости, траектории и т.д.
Чувствительность "рассматривающих" (staring) ИК-сенсоров, по данным разработчиков, будет в 1000 раз выше, чем у ИК-сенсоров первого поколения, развернутых на разведывательных (SIGINT) и раннего предупреждения аппаратах системы DSP (Defence Support Programm), таких, как усовершенствованный KH-11 (Advanced KH-11), Lacrosse/Vega,Rhyolite.
Электронно-оптические и ИК-сенсоры/датчики изображений (E-O/IR imaging sensors) усовершенствованного KH-11 способны выдавать цифровые изображения наземных объектов на удалениях в сотни миль с разрешением 0,1 м (полный вес KH-11 18 тонн, включая 7-8 тонн топлива на борту; спутник оснащен поворотным зеркалом, отражающим изображения в поле зрения главного телескопа с зеркалом диаметром 150 дюймов - примерно 425 см).
Группировка спутников первого поколения радиоэлектронной разведки (SIGINT) США по состоянию на сентябрь 2001 г. состояла из 10 спутников системы DSP: 3 единицы усовершенствованных KH-11; 2 спутника Lacrosse; 5 спутников Ryholite.
США планируют развертывание системы "второго поколения" разведывательных электронно-оптических, инфракрасных и радиолокационных спутников (E-O/IR/SBR Satellites), которая будет формироваться по новой архитектуре космической разведывательно-информационной системы FIA (Future Imagery Architecture), разработанной национальным разведывательным органом (NRO).
По замыслу военного руководства США, система второго поколения должна обеспечить масштабное развитие и резкое усиление разведывательных возможностей по обеспечению информацией в реальном времени командования группировок войск от стратегического до тактического уровня в зонах военных действий и операций в глобальном и региональном масштабе.
Новая система разрабатывается по контрактам МО компаниями Boeing Satellite Systems, Seal Beach (Калифорния) при участии многих других компаний ВПК США. Для разработки комплекса новой системы в 1999 г. создана и получила контракт на НИОКР (4,5 млрд. долл.) единая команда компаний во главе с Boeing (Boeing FIA Team) с участием компаний Hughes Electronics Corp., Raytheon, Eastman Kodak, Harris corp.
Система SBIRS-H планируется к развертыванию в составе 6 спутников: четырех спутников постоянного наблюдения на стационарных гео-синхронизированных позициях (GEO - geosynchronous Earth Orbit) и двух "ведущих" спутников (Host Satellites) на высоких растянутых эллиптических орбитах (HEO - Highly Elliptical Earth Orbit).
"Ведущие" спутники на эллиптических орбитах предназначены для слежения и освещения обстановки в приполярных зонах, обслуживать и снабжать информацией геостационарные спутники, которые не могут наблюдать за этими зонами земли и океана.
Космическое командование США предложило разместить на всех четырех основных геостационарных спутниках специализированные компактные сенсоры "аномалий среды" - CEASE (Compact Environmental Anomaly Sensor) - для непрерывного контроля, прогнозирования, своевременной регистрации всех аспектов физического состояния космического пространства, ионосферы, атмосферы, солнечной активности, состояния и изменений магнитного поля и других аспектов, которые влияют на работу электронных средств, могут привести к аномальному поведению в работе спутниковой аппаратуры на орбитах и затруднить ее функционирование.
Главная функция комплекса сенсоров CEASE - обеспечение непрерывного функционирования всего комплекса разведывательно-информационных и командно-управленческих средств глобальной стратегической системы государственного и военного управления США.
Необходимость сенсоров CEASE и принципы их использования проверялись и отрабатывались на специальных учениях по моделированию операций системы SBIRS в составе интегрированного комплекса НПРО.
КОРРЕКТИРОВКА ПЛАНОВ
Предварительными планами Агентства НПРО (BMD) и МО США первоначальное оперативное развертывание системы SBIRS-H предусматривалось начать в 2004 г. запуском первого геостационарного спутника (H-GEO), а следующие 3 спутника H-GEO планировалось запускать с интервалом в один год и завершить развертывание SBIRS-H в космосе в 2012 г., а к 2015 г. обеспечить ее полное функционирование в глобальной системе НПРО.
Эти планы теперь подлежат серьезной корректировке. Управление заместителей министра обороны по вооружениям, ответственное вместе с Агентством НПРО (MDA) за реализацию всех программ комплекса НПРО, серьезно озабочено состоянием работ по программе ИК-систем SBIRS, особенно высокоорбитальной SBIRS-H, планируемой к оснащению спутниками и электроникой нового поколения высоких технологий.
По их оценкам, стоимость затрат на систему SBIRS-H и ее компоненты далеко превышает (более чем на 25%) расчетные и согласованные с Конгрессом базовые потолки при отсутствии обнадеживающих результатов проделанной работы (НИОКР и других).
По отчетным документам МО, по состоянию на 2001 год перерасход ассигнований на систему SBIRS-H за прошедший 5-летний период уже достигает 1,6 млрд. долл., а задержка предоставления результатов работ с заданными ОТТ/ТТХ составляет 2 года.
Первый заместитель министра обороны США Волфовиц в декабре 2001 г. одобрил рекомендации главного финансового инспектора МО отложить на 2 года - до 2006 г. закупку (и запуски) спутников системы SBIRS-H в связи с перерасходом средств и отсутствием положительных результатов.
По оценкам специалистов США, на работы по реструктуризации геосистемы SBIRS-H и на экспериментальные работы до 2006 г. потребуется дополнительно более 1,6 млрд. долл.