Мельченко В.Е. Ландшафтный аспект в комплексном кадастре природных ресурсов
Мельченко В.Е
НИА «Природные ресурсы»
В 1995 г. Министерство природных ресурсов Российской Федерации утвердило временное положение «О порядке формирования комплексных территориальных кадастров природных ресурсов и объектов» в границах административной территории (субъект Российской Федерации, округ, район), предназначенных для обеспечения процесса принятия управленческих решений по вопросам охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности. Но, к сожалению, пока соответствующего продолжения это начинание не получило.
В качестве природной комплексной основы для оценок реакции, устойчивости природных комплексов, благоприятности для различных видов хозяйственной деятельности целесообразно использовать ландшафтный каркас территории. Ландшафт природный ресурс, имеющий потребительскую ценность, который используется или может быть использован при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве средства производства или предмета труда и участвует в экономическом (имущественном) обороте в качестве земли, земельного участка.
Следует учитывать также международный опыт оценки ландшафта как важнейшего ресурса. Так, Европейская конвенция о ландшафтах (2000 г.) трактует ландшафты как общий ресурс, объект территориального планирования, местного самоуправления и приграничного сотрудничества.
По этому пути сейчас идут НИА-Природа и Инфосфера составление кадастра ландшафтных ресурсов РФ. Переведена в электронную форму ландшафтная карта РФ (1:8 000 000 А.Г. Исаченко), оценено ландшафтное разнообразие по субъектам РФ. Следующая ступень разработка типов морфологической структуры ландшафтов.
У нас есть опыт комплексной оценки природных ресурсов, земель на уровне района. Первоочередная оценка приоритетных видов хозяйственной деятельности создает условия оптимизации территориального управления в интересах района. Это опыт работ в Катунским заповеднике в Усть-Коксинском районе Республики Алтай.
Там по заказу комитета по землеустройству Республики Алтай разработана система проектирования и экспертиз мараловодческих хозяйств. В результате работы оценено существующее положение, определены ресурсы района (карта оценки благоприятности для мараловодческой деятельности) и составлена карта природоохранных ограничений, были учтены места обитания и пути миграции животных. Определены природоохранные условия для отвода земель и проведения экспертиз. Выполнены научно-исследовательские работы по разработке рекреационного кадастра земель Усть-Коксинского района. Здесь также определены природоохранные ограничения и оптимальное рекреационное использование, категории рекреационной ценности земель и приоритетные направления рекреационного использования, пути управлением рекреационным природопользованием (для поддержки устойчивого жизнеобеспечения местного населения, в том числе и для традиционного отдыха). Картографические работы представлены в ГИС.
При существующем положении дел территориальный аспект имеет существенные проблемы: территория рассматривается в отраслевых ведомственных аспектах, по ведомственной принадлежности земель. Но территория обладает целостностью и, соответственно, территориальное проектирование должно быть комплексным. Иначе может получиться, что земля будет иметь низкую стоимость для одного целевого использования и исключительно высокую для другого. Например, низкую для сельскохозяйственного или лесного и высокую для рекреационного использования.
Глобализация способствует внедрению экономически выгодных моделей в строительстве. Это разрушает традиции. Поэтому в решении вопросов регионального проектирования приоритет должен быть у местного самоуправления.
Для экологических экспертиз также необходим территориальный проект. Использование многих видов ресурсов и строительство зачастую идет без проектов, что не дает возможности проведения экологических экспертиз и может привести к ухудшению экологической ситуации.
Эстетическая привлекательность ландшафта как ресурса, хотя и не обозначена юридически, но существует на практике и может многозначно превышать стоимость материальных ресурсов на конкретном участке. В последние годы наблюдается значительное повышение скрытой рыночной стоимости эстетически привлекательных участков ландшафта. И пока юридически не определен статус эстетически привлекательных участков, они интенсивно выкупаются по ценам, не соответствующим их истиной и даже рыночной стоимости, за счет теневого механизма, зачастую с нарушением законодательства. Особенно это касается водоохранных зон и участков, прилегающих к водоемам.
Необходима разработка системы ландшафтного проектирования, причем именно на местах, в районах, в муниципалитетах. При этом ландшафтный план должен иметь нормативно-правовой статус.
Представляется разумным включение в методику кадастровой съемки земель ландшафтной основы с целью учета:
полифункциональности места, территории, земли;
местоположения (соседство, положение участка, территории в ландшафте);
эстетической функции ландшафта;
условий проживания как комплексной функции ландшафта;
реакции на антропогенное воздействие (например, строительства) с комплексных ландшафтных позиций.
На практике несмотря на отсутствие законодательной базы наблюдается тенденция формирования информационных центров с ландшафтным планом района, характеристиками состояния ландшафта, функциональным зонированием территории. На уровне местного самоуправления видится перспективным использование следующих принципов управления:
обеспечение права местных жителей на экологически и эстетически благоприятный и традиционный ландшафт;
обеспечение сохранения привычного образ ландшафта, места;
привлечение органов местного самоуправления и общественных организаций в решение задачи;
регулирование нагрузок на ландшафт через их территориальное перераспределение.
Однако при этом встанет проблема ведомственных взаимоотношений. Специалисты-управленцы в области земельных отношений сейчас признают, что отсутствие взгляда на землю как на единое целое приводит к дестабилизации земельных отношений в России.
Источник: материалы 9-ой Всероссийской учебно-практическая конференции «Организация, технология и опыт ведения кадастровых работ» Цитирумость документа: 1