Оцениваем итоги 2004 г. Ответы Сучкова А.С., генерального директора ООО «ГИА ИННОТЕР»
В рамках нашего опроса руководителей ведущих геоинформационных фирм России ( http://www.gisa.ru/itog2004.html ) публикуем ответы Сучкова Александра Сергеевича, генерального директора ООО «ГИА ИННОТЕР».
1. Очередное реформирование структуры Правительства РФ «+» и « » для рынка геоинформатики России. Решения Правительства РФ в 2004 г. и оценка их последствий.
Изменение структуры Правительства РФ привело, естественным образом, к изменению сложившегося порядка и правил принятия управленческих решений, а также финансирования тех или иных программ и проектов. Для построения новой системы отношений требуется значительное количество времени и сил на овладение ситуацией и выработки оптимальных решений. Все это можно назвать «переходным периодом».
На наш взгляд, указанный выше «переходный период» оказал исключительно отрицательное воздействие на российский рынок геоинформатики. В качестве примера можно привести следующее. За истекший год нашей компанией было разработано несколько крупных проектов по созданию геоинформационных продуктов на основе данных дистанционного зондирования Земли из космоса высокого пространственного разрешения. Из-за организационной неразберихи их реализация была перенесена на более благоприятное время. Мы надеемся, что оно наступит в 2005 году.
2. Наиболее значимое событие года на рынке геоинформатики мира и России?
Компания «ИННОТЕР» считает, что в сфере геоинформатики мира и России наиболее значимым событием является ХХ Юбилейный Конгресс ISPRS. При этом следует отметить успех на этом стамбульском мероприятии российских компаний «ИННОТЕР», «Геокосмос», «Ракурс» и награждение ректора МИИГАиК Савиных В.П. премией имени Самуэля Гэмбла.
Событием на рынке геоинформатики России считаем совместное анонсирование компанией OrbImage и компанией «ИННОТЕР» начала коммерческого использования данных OrbView-3 в интересах российских потребителей.
3. В каком сегменте рынка геоинформатики позиционирует себя ваша компания? Какую долю этого сегмента рынка занимает ваша компания?
Компания «ИННОТЕР» позиционирует себя в качестве поставщика данных дистанционного зондирования Земли из космоса российского производства и услуг по их обработке на международный рынок. В этом сегменте наша доля не превышает 30%.
На российском рынке мы позиционируем себя в как производители продукции и услуг на основе широкого спектра данных дистанционного зондирования Земли из космоса от мировых лидеров (OrbImage, SPOT Image, Space Imaging, DigitalGlobe, ImageSat International). Наша стратегическая цель довести своё присутствие на этом сегменте рынка до 15-20%.
4. Какие технические и технологические тенденции будут определять ситуацию на рынке геоинформатики России в 2005 г.?
В секторе рынка данных дистанционного зондирования Земли из космоса должна получить дальнейшее развитие тенденция к снижению цены на данные высокого, сверхвысокого, а также среднего пространственного разрешения. Эти ожидания связаны с логикой ведения конкурентной борьбы, которая, в связи с появлением новых орбитальных съемочных инструментов, будет только обостряться. Надеемся, что своё слово в этом процессе скажут и российские космические съемочные системы.
5. Обозначьте проблемы, сдерживающие развитие рынка геоинформатики России.
Рынок предполагает наличие спроса и адекватного ему предложения. В секторе данных дистанционного зондирования Земли из космоса на российском геоинформационном пространстве, по нашему мнению, существует некий перекос в сторону предложений. Для того, чтобы спрос соответствовал сегодняшнему уровню предложений необходимо решить две проблемы.
Первое привести в соответствие с мировой практикой порядок и правила работы с данными высокого и сверхвысокого пространственного разрешения.
Второе сделать цены на «сырые» данные высокого и сверхвысокого пространственного разрешения доступными более широкому кругу потенциальных российских потребителей.
6. Какие направления развития были приоритетными для вашей компании в 2004 г. Достижение года для вашей компании. Оцените в % рост доходов компании по сравнению с 2003 г.
В прошедшем году компания «ИННОТЕР» сконцентрировала внимание на расширении спектра предлагаемых продуктов и услуг за счет более глубокой интеграции различных исходных пространственных данных. Например, данных космического фотографирования и воздушной лазерной локации; данных дистанционного зондирования земли высокого пространственного разрешения и высокого спектрального разрешения (гиперспектральных).
Достижением, признанным на Стамбульском Конгрессе ISPRS-2004, является разработка экспериментальной технологии создания ЦМР на основе стереоизображений HRS SPOT-5. Данная работа проводилась в рамках международного эксперимента «HRS Study Team» и признана одной из лучших среди 60 участников из 17 стран мира.
В отношении роста доходов можно констатировать следующее. Наличие фактора, указанного в ответе на п.1 под названием «переходный период», не позволило расширить круг потребителей нашей продукции и выйти на плановые показатели роста прибыли. Она осталась на уровне 2003 г.
7. Товар (ПО, оборудование, данные, услуга) года вашей компании.
В качестве продукта года мы отмечаем данные дистанционного зондирования Земли высокого пространственного разрешения Orb View-3. Эта космическая съемочная система была выведена на орбиту в 2003 г., а эксплуатация в интересах российских потребителей была анонсирована компанией OrbImage совместно с нашей компанией только в 2004 г.
8. Оценка деятельности ГИС-Ассоциации, предложения и пожелания.
Оцениваем деятельность ГИС-Ассоциации в прошедшем году как положительную. Четко просматривается основная уставная задача содействие развитию рынка геоинформатики России. Надеемся, что в следующем году эта деятельность станет ещё более разнообразной и эффективной.