Оцениваем итоги 2004 г. Ответы Мельникова С.Р., президента компании «Геокосмос»
В рамках нашего опроса руководителей ведущих геоинформационных фирм России ( http://www.gisa.ru/itog2004.html ) публикуем ответы Мельникова Сергея Рафаэльевича, президента компании «Геокосмос»
1. Очередное реформирование структуры Правительства РФ «+» и « » для рынка геоинформатики России. Решения Правительства РФ в 2004 г. и оценка их последствий.
В целом ситуацию расцениваю, как благоприятную, хотя не все субъекты рынка ею довольны. Для нашей компании уже не имеют большого значения такого рода факторы. Мы успешно и эффективно работаем в любых внешних условиях, включая любые стадии реформирования правительства. Это результат реализации наших стратегических планов.
Прогнозирую в 2005 г начало процесса приватизации в государственном сегменте нашей и смежных отраслей. Это можно частично считать и косвенными последствиями решений Правительства РФ в 2004 г. Прогнозирую и усиление присутствия и влияния крупного бизнеса, вплоть до появления картографо-геодезической «микроолигархии». Также ожидаю активизацию процессов деление, слияния и поглощения в отрасли (не всегда дружественных все как у «взрослых»!).
Что касается компании «Геокосмос», наши регулярные аналитические исследования позволили учесть это в нашей деятельности. Мы и дальше будем лидировать в отрасли, а может, и поучаствуем в приватизации.
2. Наиболее значимое событие года на рынке геоинформатики мира и России?
Я традиционно даю высокую оценку событиям вокруг спутниковой навигационно-геодезической системы «Галилео». И 2004 г не исключение. Начало массового использования цифровых камер высокого разрешения в аэрофототопографии, несомненно, тоже одно из важнейших событий. Они использовались для этих целей и ранее, но именно в 2004 г. был преодолен «Рубикон» цифровых аэрофотоаппаратов в мире производится и продается больше чем аналоговых. Это, в свою очередь, сильно изменило весь технологический цикл использования аэрофотосъемочных данных в топографическом картировании и ещё много и долго будет меняться. В России активное применения цифровых аэрофотоаппаратов высокого разрешения начнется в 2005 г. и как всегда «Геокосмос» будет в первых рядах!
В России я отметил бы в первую очередь «скрытое» и к счастью пока робкое появление на нашем рынке западных компаний, предоставляющих услуги по съёмкам. Важным событием, на мой взгляд, является смена владельца и управления «аэросъёмочного» аэропорта Мячиково.
Несомненно, достойна отдельного упоминания новая выставка «GeoForm+2004» в Москве. За рубежом стоит отметить эпохальный «цифровой» ХХ Конгресс ISPRS в Стамбуле и появление новой выставки «INTERGEO EAST», рассчитанной на Восточную Европу.
Считаю весьма успешной IV Международную Конференцию «Лазерное сканирование и цифровая аэросъемка. Сегодня и завтра». Причина этого успеха, по моему мнению, в изменении ее формата с корпоративной конференции «Геокосмоса» на формат открытой, независимой конференции.
3. В каком сегменте рынка геоинформатики позиционирует себя ваша компания? Какую долю этого сегмента рынка занимает ваша компания?
«Геокосмос» позиционирует себя на рынке сбора и обработки геопространственных данных в больших объемах в интересах крупных бизнес-клиентов. Наш целевой сегмент производство новых крупномасштабных цифровых планов, карт и трехмерных моделей местности и инженерных объектов с высоким качеством в любой точке мира в сжатые сроки.
На этом сегменте «Геокосмос» занимает не менее 29% российского рынка по объемам и не менее 22% по доходам.
Оценки нашей доли на европейском и мировом рынках будут представлены в 2005 г.
4. Какие технические и технологические тенденции будут определять ситуацию на рынке геоинформатики России в 2005 г.?
Цифровые камеры высокого и среднего разрешения. Всё, что с этим связано. Развитие дистанционных методов на основе лазерного сканирования. Интеграция цифровых камер высокого разрешения с воздушными лазерными сканерами. Первые крупные работы по аэросъемкам с использованием лазерного сканирования с самолётов. Прогнозирую значительный рост объёмов тематического картографирования. Использование различных датчиков на одной платформе на базе систем местоопределения и ориентации средство тематического картографирования. Не просто, но будут развиваться инфраструктурные сервисы для потребителей данных GPS/ГЛОНАСС. Завершения перехода на автоматизированное составление цифровых топографических планов произойдет практически повсеместно. «Трехмерка» продолжит свое победное шествие.
Текстурированные трехмерные модели местности («облака точек» задрапированные фотографиями или данными тематических сенсоров) продукт 2005 г.!
5. Обозначьте проблемы, сдерживающие развитие рынка геоинформатики России.
Традиционно этот вопрос подразумевает и традиционный ответ о секретности. Я хочу предложить альтернативную точку зрения. Секретности стоит поставить памятник. По крайней мере, крупные российские «съемочные» компании благодаря секретности не имели и не имеют до сих пор серьёзной конкуренции со стороны западных конкурентов. Я видел, что происходит в Восточной Европе, где этого не было. «Отечественных» производителей почти не осталось или они находятся на третьих-четвертых ролях. По всей видимости ситуация в течение ближайших двух-трех лет изменится, но серьёзные игроки успеют накопить силы и ресурсы. Хотя «Геокосмос» боится таких перспектив меньше других мы уже международная компания с опытом успешной конкуренции за рубежом, и уже нас там бояться и уважают, но мы тоже не хотим тратить заработанные в тяжелых условиях тяжелым трудом ресурсы на борьбу с серьезными западными конкурентами у себя дома. Я считаю, что пора начать деятельность по защите рынка и поддержке отечественного производителя у себя дома и содействия экспорту российских услуг средствами влияния общественных и государственных организаций и прекратить способствовать доступу на российский рынок зарубежных конкурентов там, где это возможно. Мне представляется это весьма патриотичной позицией. Именно так и поступает большинство развитых стран, на словах демонстрируя полную открытость.
6. Какие направления развития были приоритетными для вашей компании в 2004 г. Достижение года для вашей компании. Оцените в % рост доходов компании по сравнению с 2003 г.
Завершение оптимизации внутренней существующей структуры, и создание новой, в первую очередь зарубежной. Внедрение методов «сквозного контроля» качества продукции. Сертификация компании по стандарту качества ISO 9001.
Первые зарубежные проекты. Победа в крупном тендере в Западной Европе в конце 2004 г.
Передача деятельности по поставкам геодезического оборудования компании «ГеоПолигон» и компании «ГеоЛИДАР»
Завершение разработки и первые продажи новой версии ALTEXIS 2.0
Рост доходов от продажи геопространственных данных составил не менее 63%.
7. Товар (ПО, оборудование, данные, услуга) года вашей компании.
3D модели рельефа местности на базе воздушного лазерного сканирования.
3D модели инженерных объектов на базе наземного лазерного сканирования.
ALTEXIS 2.0.
8. Оценка деятельности ГИС-Ассоциации, предложения и пожелания.
Мы ожидаем от ГИС-Ассоциации регулярных (ежеквартальных) обзоров рынка не только на базе анкетирования членов ГИС-Ассоциации и т. п., но и на базе анкетирования заказчиков и выявления их потенциальных потребностей.