Дражнюк Александр Александрович, руководитель Роскартографии
Дражнюк Александр Александрович, руководитель Роскартографии
1. Существует ли в России рынок геодезической и картографической деятельности?
Странно, что такой вопрос возникает. Его можно было бы задавать лет пять назад. Нет никаких сомнений, что такой рынок существует. Точнее было бы сказать, что существует рынок геодезической и картографической продукции, работ и услуг (поскольку понятие <рынок деятельности> некорректно).
Можно говорить о потребительском рынке, рынке производителей, рынке геоинформационных услуг и технологий и т.п.. Про каждый из этих рынков можно с уверенностью сказать, что в России он существует.
В доказательство приведу несколько примеров. В настоящее время коммерческим организациям выдано более 2000 лицензий, в их штате работают более 10000 человек. Объемы работ в области геодезии и картографии выполняются на 50 процентов коммерческими организациями. Мы к такому положению шли постепенно, и развитие рынка в нашей отрасли было поступательным. Если бы мы стали принимать искусственно принудительные меры по переходу к рынку, как это было в некоторых областях, я глубоко уверен, что мы могли бы потерять все то, что было сделано предыдущими поколениями.
Вместе с тем необходимо признать, что 95% работ в области геодезии и картографии оплачивают налогоплательщики. Частные структуры, как правило, не вкладывают средства в выполнение топографо-геодезических работ. Создание карты - это трудоемкий многоступенчатый процесс, и далеко не все его этапы привлекательны с коммерческой точки зрения. Огромные объемы работ, без которых немыслимо создание карты, вынуждено брать на себя государство.
2. Какова должна быть последовательность шагов по развитию рынка геодезической и картографической деятельности в России?
Дальнейшее развитие рынка, безусловно, необходимо, но только постепенно, я не сторонник революционных преобразований. Шаги эти такие же, как и во всей стране, в других отраслях экономики.
И первоочередным шагом является нормативное правовое регулирование геодезической и картографической деятельности, совершенствование законодательной базы и разработка недостающих документов.
Все знают, например, что одной из основных задач, поставленных Президентом Российской Федерации, является обеспечение вступления России в ВТО. Это очень сложный процесс, который требует изменения законодательства и выполнения ряда условий ВТО по обеспечению доступа на внутренний рынок зарубежных поставщиков. Как это сделать, обеспечив необходимую защиту отечественных производителей? Это тоже вопросы развития рынка.
3. Какие функции на рынке должно выполнять государство и какими своими институтами, а какие не должно? Какова должна быть роль на рынке общественных профессиональных объединений и какими они должны быть?
Экономическое устройство любой развитой страны предполагает использование механизма государственного регулирования для решения различных проблем, и в частности:
- правовое обеспечение функционирования рыночного механизма;
- производство общественных товаров (оборона, социальные нужды, и т.п.)
- выполнение комплекса работ, каждая из которых в отдельности коммерчески непривлекательна, например, создание различных инфраструктур и т.д.
Основными инструментами государственного регулирования экономики являются:
-прямое вмешательство через государственный сектор экономики, законотворчество и управление производственными предприятиями;
-косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.
Все эти инструменты применимы и к рынку геоинформационных товаров, технологий и услуг. Разрабатывается законодательство, действует система лицензирования, сертификации и др. механизмы.
Об основных задачах федерального органа исполнительной власти по геодезии и картографии трудно сказать лучше, чем было сказано в 1919 году в Декрете об учреждении Высшего геодезического управления:
<1. Для изучения территории РСФСР в топографическом отношении, в целях поднятия и развития производительных сил страны, экономии технических сил и денежных средств и времени: учреждается Высшее Геодезическое Управление :.
II. Для осуществления названной цели Высшее Геодезическое Управление а) объединяет, согласует геодезическую деятельность всех комиссариатов и учреждений Республики; :
г) объединяет и направляет всякого рода съемочные работы, устраняя параллелизм, собирает и систематизирует результаты астрономических, геодезических и топографических работ отдельных комиссариатов и учреждений в целях составления и издания карт общегосударственного значения в различных масштабах и для различных целей ведения народного хозяйства;:>
Т.е. главная цель - это экономия государственных средств, исключение дублирования работ.
Всем известно кто подписал Декрет в 1919 году, однако мало кто знает, что концепция создания государственного органа по геодезии и картографии была разработана и опубликована в дореволюционной России в 1914 году группой видных российских ученых во главе с академиком В.И.Вернадским.
Роль государства и используемые им институты в области геодезии и картографии, как показывает международная практика, могут быть различны.
Организация геодезических работ в США и Великобритании весьма различается. Например, в отличие от США в Великобритании надо платить за любой вид использования картографической основы, организован строгий учет и контроль использования материалов, что дает существенный доход, экономию государственных средств. В Великобритании нет таких работ как кадастровая съемка, инвентаризация земель, съемка для переписи населения и т.п. Там большинство геодезических и картографических работ финансируется государством через одно ведомство Артиллерийскую съемку, государственный орган подобный Роскартографии, и выполняются государственными предприятиями.
Может быть, мы придем к канадскому варианту, где мало государственных геодезических предприятий. Но в настоящее время, мы не можем себе этого позволить, из-за состояния экономики. Например, пока нет коммерческих предприятий, готовых выпускать необходимые самолеты с соответствующим оборудованием, пригодным для выполнения аэрофотосъемки.
Государственные предприятия на то и государственные, чтобы выполнять по госзаказу те работы, которые нужны государству независимо от их рентабельности. Такие предприятия вынуждены, выполняя государственный заказ, работать по утвержденным расценкам, которые существенно ниже, чем у негосударственных предприятий и даже других министерств, например, в Росземкадастре, Госстрое (кто не верит, может проверить). Им позволяет выживать то, что они имеют высокопрофессиональные кадры, применяют современные технологии.
В условиях <дикого рынка>, характерного для нашего времени, когда производственным организациям, чтобы выиграть тендер на производство работ, зачастую требуется прибегать к различным ухищрениям, приводящим к недобросовестной конкуренции, государственные организации, находясь под строгим контролем государства и воспитанные на иных ценностях, вынуждены выигрывать конкурсы, объявляемые организациями других министерств и ведомств за счет снижения стоимости работ, высокого качества и надежности по срокам исполнения.
Иногда высказывается мнение, что государственные предприятия за счет паритетного финансирования искусственно занижают себестоимость работ. Хочу пояснить, что на паритетных условиях решаются только вопросы финансирования совместного проекта, а не себестоимость его исполнения. Паритетное финансирование применяется для консолидации бюджетов различных уровней для решения конкретной проблемы по совместно разработанному проекту, и это оправдано. В то же время расценки на производство работ остаются одними и теми же.
Поэтому сегодня надо говорить об оптимальном сочетании государственного и негосударственного сектора.
Что касается общественных профессиональных объединений.
Во-первых, нужно четко различать о каких общественных профессиональных объединениях идет речь. Это могут быть общественные объединения граждан, профессиональные союзы и некоммерческие объединения (ассоциации, союзы). Функции различных объединений определены законодательством Российской Федерации <О некоммерческих организациях>, <Об общественных объединениях>, <О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности>, а также уставами организаций, и они должны их выполнять.
На мой взгляд, деятельность общественных объединений должна быть нацелена, прежде всего, на объединение усилий в тех вопросах, которые требуют концентрации средств, объединения научного потенциала, привнесения опыта высокопрофессиональных специалистов в обсуждение актуальных вопросов.
Не имея возможности и не считая целесообразным ответить на каждую публикацию, хочу призвать общественность к сотрудничеству, быть более лояльными к тем специалистам, которые работают в государственном секторе. Если внимательно ознакомиться с ответами наших коллег на поставленные вопросы, то можно сделать вывод, что некоторые авторы пытаются судить о судьбах геодезии и картографии в нашем отечестве, не совсем ясно представляя, что это такое - геодезия, топография, картография в целом для государства и каждой из отраслей экономики в отдельности. Хочу попросить редакцию журнала, чтобы она не ставила в неудобное положение некоторых авторов и по возможности редактировала их труды.
Тем не менее, мы дорожим мнением читателей журнала <Бюллетень ГИС-Ассоциации> и приветствует диалоги и дискуссии, которые проводятся на его страницах.
В соответствии со статьей 27 ФЗ <<Об общественных объединениях> (он распространяется на общественные объединения, созданные по инициативе граждан), <общественное объединение имеет право: участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренном настоящим Федеральным законом и другими законами;>.
Вместе с тем статья 17 того же закона гласит: <вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом>.
В 2002 году мы планируем провести круглый стол, день открытых дверей предприятий государственного сектора.
4. Какие производственные задачи должны обязательно выполняться государственными предприятиями?
Прежде всего, это - выполнение работ в интересах обороны государства, обеспечение геодезической, топографической и картографической изученности территории России, государственный геодезический надзор, ведение государственного картографо-геодезического фонда, выполнение фундаментальных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, создание государственной инфраструктуры пространственных данных и др. включая обеспечение единой политики в области географических названий и т.п..
По мере развития рынка, государственных предприятий будет все меньше. Со временем, полагаю, что останутся инспекции госгеонадзора, учреждения по обеспечению топографического мониторинга, учреждения по концентрации материалов государственного картографо-геодезического фонда и обеспечению их эффективного использования. Придет время, когда классические аэрогеодезические предприятия ныне функционирующие, будут разделены на учреждения, выполняющие перечисленные функции и аэрогеодезические предприятия функционирующие как коммерческие предприятия.
5. Какие дополнения и изменения должны быть внесены в законодательную и нормативно-правовую базу?
Работа по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы идет непрерывно и нацелена, прежде всего,на правовое обеспечение функций рыночных механизмов (право собственности, права потребителей и их защита, защита интеллектуальной собственности, оптимизация режимов секретности и т.п.). Совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы - это непрерывный процесс, обусловленный в основном состоянием экономики государства, мнением общественности. Мы допускаем, что в ближайшие годы по мере роста экономики, будут внесены существенные поправки в Федеральный закон <О геодезии и картографии>. Появятся новые федеральные законы, дополнительно регулирующие картографо-геодезическую деятельность.