Пырьев Валерий Иванович, заместитель руководителя ДПР по Уральскому региону (Екатеринбург)
Пырьев Валерий Иванович, заместитель руководителя ДПР по Уральскому региону (Екатеринбург)
1. Существует ли в России рынок геодезической и картографической деятельности? (если да, то приведите оценки его масштабов в известных Вам секторах).
Как такового - рынка нет. Существует и активно расширяется рынок услуг, выполняемых с одной стороны специализированными негосударственными предприятиями работающих на свой риск. С другой стороны существует множество федеральных предприятий, предприятий субъектов федерации, муниципальных предприятий, которые получили от государства инструментальную базу, произведя за государственные деньги определенные картографические и землеустроительные и другие работы, продают их частному и государственному сектору экономики. Эта ситуация наблюдается и в других отраслях производства. В нашей стране безопасным бизнес может быть тогда, когда он сращен с государством. Задача состоит в том, как перейти к нормальному рынку? Ведь такое состояние дел не устраивает многих как в частном, так и государственном секторе. Эта ситуация дает возможность выживать слабым и безынициативным коллективам, которые обладая государственной поддержкой тормозят развитие рынка.
С выходом Земельного кодекса активизируется работа по инвентаризации земель, что потребует больших инвестиций в этой области. Вместе со становлением рынка земель потребуются профессиональные карты этих земель.
В природопользовании ведется работа по инвентаризации наземных объектов инфраструктуры. Данная работа сдерживается из-за неадекватного важности задачи финансирования. С введением новой системы платежей за землепользование потребуется оперативная работа по обороту земель для снижения неоправданных издержек. В настоящее время землеустроительные подразделения природопользователей остро нуждаются в точных цифровых картах, которые отражают современное состояние наземных объектов инфраструктуры и природного ландшафта, а те карты, что предлагаются на рынке не соответствуют этим требованиям.
Кроме этого нужна кадастровая оценка земель на основе ГИС для той же работы по их обороту, при природопользовании, включая лесные, сельскохозяйственные и другие земли.
Лесопромышленный, ТЭК и горнодобывающий комплекс России составляют более половины территории России.
Лесной комплекс, обладающий во многих субъектах РФ картами ГИС, не произвел интеграцию ГИС со статотчетностью и ведомственной отчетностью. Историческая отчетность по лесу обладает "исторической ложью" и не может быть свободно интегрирована с ГИС, уточняемой с помощью аэрофотосьемки. "Неучтенка" пока "выгодна" всем. Интегрироовав отчетность с ГИС, уточненной последними аэрофотосьемками автоматически "появятся" "грехи" прошлых лет - начнутся процессы. Эволюционный процесс в этой области будет долгим, пока на смену нынешним руководителям придут те, кто не будет иметь связей с "неточным прошлым". Есть один гипотетический шанс, если лесные земли перейдут новым собственникам им будет легче смириться с "неточностями" и создать интегрированную систему. Но в России, по истории недавнего десятилетия старые "механизмы", случается, "нравятся" и новым владельцам. Знаковым моментом по желанию новых владельцев открыто сотрудничать с государством - будет их переход на отчетность интегрированную с точной ГИС. Для этого на рынке должны появится сервисные лесоустроительные предприятия способные выполнять эту работу.
Для ТЭКА, и горнопромышленного комплекса, кроме упомянутой выше инвентаризации, остро необходима ГИС по оценке воздействия на окружающую среду. Создаваемые в последнее время ОВОСы, выполнены на ГИС, не выдерживающей критики специалистов землеустроителей и лесоустроителей даже с рассмотрения на расстоянии 5 метров. Работа эта выполняется для того, чтобы сдать ее природоохранным организациям вместе с проектом. Радость в этом то, что природопользователи эту работу "сделали" и "знают" о такой проблеме. Проконтролировать или проинспектировать точность этих работ стоит дороже чем сами эти работы. Перспектива в этом направлении та, что когда заработает профессионально государственный контроль в этой области - будут выданы соответствующие предписания и придется природопользователям финансировать эти работы заново (может это и делалось с таким расчетом).
2. Какова должна быть последовательность шагов по развитию рынка геодезической и картографической деятельности в России?
Необходимо ликвидировать государственный сектор в геодезии и картографии путем акционировнаия, за исключением военной и других стратегических отраслей, связанных с безопасностью и обороноспособностью страны. Необходимо чтобы люди зарабатывали, а не получали зарплату. Государство должно освобождаться от хозяйственных функций там, где возможно создать эффективный рынок, основанный на экономической успешности и получать налоги.
3. Какие функции на рынке должно выполнять государство и какими своими институтами, а какие не должно? Какова должна быть роль на рынке общественных профессиональных объединений и какими они должны быть?
У государственных институтов в данной области не должно быть рынка иначе это социализм, а мы строим рыночную экономику.
Государство должно выполнять контрольную, аналитическую и методологическую функции в секторе экономики, связанной с геодезией и картографией. Методологическая функция должна быть ограничена разработкой нормативных и законодательных актов регулирующих экономические аспекты отрасли в общих интересах.
Роль общественных профессиональных объединений должна быть определена в сфере разработке отраслевых нормативных документов направленных на равноправное присутствие на рынке всех его участников в общих интересах. (государства и участников рынка - покупателей и продавцов геодезической и картографической продукции). Должны быть разработаны типовые договора подряда, утверждаемые государством, которые общественными объединениями должны уточняться и изменяться в зависимости от состояния рынка. Общественные профессиональные объединения должны инициировать создание аудиторских фирм, производящих добровольный аудит картографической продукции и геодезических услуг для покупателей этой продукции и услуг.
4. Какие производственные задачи должны обязательно выполняться государственными предприятиями?
У государства, за исключением вышеперечисленных оборонных и т.п. не должно быть государственных предприятий. Должны быть учреждения, ведущие надзор, аналитику и приемку обязательных к сдаче государству материалов. Для выполнения работ необходимых государству этими учреждениями должны разрабатываться целевые программы, финансируемые из бюджетов разных уровней с последующим выставлением их на конкурс или аукцион для негосударственных сервисных предприятий. Кроме этого данные учреждения должны совместно с общественными профессиональными организациями издавать единый классификатор с единой кодировкой.
5. Какие дополнения и изменения должны быть внесены в законодательную и нормативно-правовую базу?
Мне трудно ответить на данный вопрос, я с ней не знаком. Скорей всего такие изменения, которые позволят создать вышеописанную систему рыночных отношений.