Лисицкий Дмитрий Витальевич, заведующий кафедрой картографии Сибирской государственной геодезической академии, доктор технических наук, профессор
Лисицкий Дмитрий Витальевич, заведующий кафедрой картографии Сибирской государственной геодезической академии, доктор технических наук, профессор
В целом, проблемы регулирования и развития рынка геодезической и картографической деятельности характерны для общего состояния отечественного рынка на настоящем этапе осуществления экономических преобразований в России. В частности же основная проблема становления рынка в области геодезической и картографической деятельности заключается в том, что государственная геодезическая служба является одновременно и органом государственного управления (регулирования) и мощной производственной структурой. Очевидно, что это объективно препятствует развитию здоровой конкуренции и антимонопольным решениям - главным факторам рыночного механизма. Однако надо иметь в виду, что развитие негосударственного сектора экономики в России на данном этапе сопровождается целым рядом негативных последствий, обусловленных нечистоплотностью, криминальным и полукриминальным характером работы многих организаций. В геодезической сфере такие организации могут в целях экономии своих расходов изготовить недоброкачественную информационную продукцию (что не всегда может быть быстро обнаружено), исчезнуть с рынка, а попавшая в единое картографо-геодезическое пространство бракованная информация подобно вирусу в компьютерной сети потребует больших трудовых и финансовых затрат на ее выявление и устранение. Органы же Госгеонадзора в силу своей малочисленности не смогут отследить качество всей объем выпускаемой в стране продукции.
Конкретно по предложенным вопросам дискуссии можно высказать следующие соображения:
1. Рынок геодезической и картографической деятельности в России реально существует в области непосредственного обеспечения потребностей многих отраслей народного хозяйства. В первую очередь таких отраслей как земельный и имущественный кадастр, различные виды строительства, нефте - и газодобывающая промышленность, коммунальное хозяйство, экология и природопользование и другие. Это те виды работ, которые традиционно составляют понятие "инженерная геодезия" и которые не входят в сферу официальных государственных обязанностей Роскартографии. Здесь рыночные отношения охватывают весь объем работ. В области же топографо-геодезического производства рынка практически нет.
2. Первыми шагами в становлении рынка в области топографо-геодезических и государственных картографических работ должно быть поэтапное акционирование предприятий Роскартографии и допуск к выполнению государственного заказа на конкурсной основе негосударственных предприятий. Целесообразно начинать с картографических фабрик и небольших организаций (например, бывших экспедиций аэрогеодезических предприятий), которые преимущественно занимаются топосъемками и цифрованием карт.
3. Государственная геодезическая служба должна обеспечить соблюдение общегосударственных и межотраслевых потребностей (в том числе необходимых режимных) в части поддержания единой координатной системы страны, соблюдения единых нормативных требований к топографо-геодезической продукции ( в том числе в части географических названий), создания и поддержания единого координатного пространства и единой инфраструктуры пространственных данных, лицензирования геодезической и картографической деятельности. Для этого в ее структуре должны сохраняться (кроме центрального аппарата) подразделения Госгеонадзора, организации, которые накапливают и ведут государственные территориальные картографо-геодезические фонды, предприятия по поддержанию государственных опорных геодезических сетей на закрепленной территории, научно-методические организации, ориентированные на обеспечение решаемых государственных задач.
Общественные профессиональные объединения должны проводить политику поддержки добросовестных и высокопрофессиональных производственников, защиты их интересов на рынке, организации взаимно полезного обмена информацией и опытом с целью общего повышения уровня информационного производства. Какими эти объединения должны стать пока еще не совсем понятно, но на данном этапе вполне приемлемым может быть принята форма, сложившаяся в виде ГИС-ассоциации
4. Государственные предприятия обязательно должны выполнять весь комплекс производственных работ:
Ї по созданию, поддержанию, накоплению, хранению и распространению исходных геодезических данных единого координатного пространства, в пределах как всей страны, так и отдельных территорий, например Федеральных округов
Ї по фиксации и дежурству государственной границы, границ субъектов Федерации и муниципальных образований
Ї по созданию и ведению государственных территориальных картографо-геодезических фондов, в том числе и в электронном виде
Ї по выполнению картографических работ для обеспечения потребностей государственного управления на уровне страны
5. В законодательной и нормативно-правовой базе было бы целесообразно более тщательно прописать порядок соблюдения прав собственности на картографо-геодезическую информацию и экономических интересов ее производителя. Это надо обеспечить как с позиций негосударственных организаций, обязанных по закону практически бесплатно передавать информацию в государственные фонды, так и со стороны государства, обеспечивающего координатной основой все работы и выполняющего работы по накоплению и распространению собранной информации. Надо еще учесть, что сегодня большая часть карт и каталогов координат, используемых негосударственными организациями в качестве исходного материала, создана за государственные деньги и эти затраты, попавшие в окончательную суммарную стоимость уже новой продукции, должны возвращаться в госбюджет.