Филимонова Наталья Николаевна, заместитель начальника Архитектурно-планировочное управление Московской области о проекте Градостроительного плана земельного участка
Заключение ГУП МО «АПУ Московской области
на проект Градостроительного плана
В настоящее время в российских городах, где введены «Правила землепользования и застройки», существует множество документов, аналогичных Градостроительному плану, с разными названиями: «Зональное свидетельство» (г. Уфа), «Сертификат разрешенного использования земельного участка» (г. Казань), «Кадастровая справка» (г.Москва), «Проект границ земельного участка» (в соответствии со ст.30,32,34 Земельного кодекса). Наиболее близкий по форме и содержанию к Градостроительному плану «Сертификат разрешенного использования» (г. Казань). Но все они требуют корректировки и модификации в соответствии с действующим законодательством и современными информационными технологиями.
Представленный на рассмотрение проект Градостроительного плана является копией «Зонального свидетельства» (г. Уфа) и в нем многое не соответствует Градостроительному кодексу РФ. В связи с этим возникает большое количество вопросов, замечаний и предложений. В нашем заключении приводим лишь основные моменты, касающиеся концептуальной стороны состава и оформления документа.
1. Содержание, состав сведений, основные понятия и термины в текстовой части, условные обозначения в графических приложениях проекта Градостроительного плана не соответствуют требованиям Градостроительного кодекса РФ, строительных норм и правил, условным топографическим знакам и подлежат корректировке и приведению в соот-ветствие.
Например:
а) понятия, используемые в проекте Градостроительного плана: «физические параметры разрешенного строительства», «требования по условиям охраны окружающей среды», «требования по условиям охраны памятников истории и культуры» не соответствуют статьям 37, 38, 44 Градостроительного кодекса РФ.
б) перечень схем и сведений (пункты 5, 6, 7, 8, 9, 10 - лист 2), включенных в содержание проекта Градостроительного плана, не предусмотрен статьей 44 Градостроительно-го кодекса РФ.
2. Информация, содержащаяся в Градостроительном плане, определяет правовой режим использования земельных участков. Следовательно, по нашему мнению, Градостроительный план должен быть юридически корректным, конкретным по содержанию и возможно состоящим из 2-х частей:
- текстовой с описанием сведений о земельном участке, его регламентах: видах разрешенного использования земельного участка и объекта (объектов) капитального строительства в соответствии со ст. 37 ГК РФ, предельных (минимальных и/или максимальных) размерах земельного участка и предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта (объектов) капитального строительства, ограничениях использования земельного участка и объекта (объектов) капитального строительства в соответствии со ст. 38 ГК РФ, и установленных публичных сервитутах;
- графической с нанесением границ земельного участка, красных линий, границ территориальных зон, границ зон действия публичных сервитутов и других зон в соответствии со ст. 44 ГК РФ на актуализированной (на момент составления Градостроительного плана) топографической основе М 1:500 (рабочим масштабом).
3. Состав Градостроительного плана должен быть универсальным, содержащим все необходимые сведения для использования документа в случаях:
а) принятия решения об инвестировании;
б) формирования объекта недвижимости и предоставления долгосрочных прав владения объектом недвижимости до начала проектирования и строительства;
в) получения разрешения на строительство;
г) получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
д) на время эксплуатации объекта;
е) для разрешения судебных разбирательств.
4. Названия разделов и пунктов (подразделов) в Градостроительном плане должны быть четкими, исключающими расплывчатые формулировки, типа «особые условия», «особые требования», «обязанности застройщика», и предполагать однозначные ответы, в виде извлечений (выписок) из зарегистрированной в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности нормативной правовой, градостроительной и проектной документации, содержащей градостроительные регламенты, параметры объекта строительства, и конкретных ссылок на утвержденную документацию. В этом случае Градостроительный план будет иметь юридическую силу, как нотариально заверенная выписка - «цитата» из нормативно-правового акта. Регламенты должны автоматически переходить из одного документа в другой и отслеживаться во временном развитии в информационных системах различных служб.
5. Проект Градостроительного плана подготовлен с сохранением прежней «советской» системы и формы документа без использования современных методик и автоматизированных технологий формирования, учета и регистрации документов.
Разный уровень информатизации в крупных субъектах РФ и в небольших городских поселениях, дефицит профессиональных кадров, владеющих компьютерными технологиями и навыками, не должны мешать развитию автоматизированных технологий подготовки документов. Градостроительный план надо рассматривать как выходной документ, создаваемый информационной системой обеспечения градостроительной деятельности, в тоже время он должен иметь унифицированную форму, удобную для заполнения, как в автоматизированном режиме, так и в традиционном бумажном виде.
6. Градостроительный план должен иметь идентификационный регистрационный номер, увязанный с кадастровым делением территории, официально придающий ему правовой статус и позволяющий обеспечить интеграцию с единой системой государственного кадастрового учета и регистрации объектов недвижимости.
7. Одновременно с разработкой формы Градостроительного плана необходимо подготовить правовые и методические документы, в виде положения и инструкции о порядке формирования Градостроительного плана, в которых будут установлены стандарты к форме, содержанию и оформлению документа, определены масштабы, единые условные топографические и градостроительные обозначения (линии, цвета, зоны и т.д.), порядок классификации и кодификации документа, формирование регистрационного номера и другие обязательные общие требования к Градостроительному плану.
Для более подробного и детального анализа считаем необходимым провести коллективное обсуждение проекта Градостроительного плана с участием разработчиков формы Градостроительного плана, Градостроительного кодекса РФ, с представителями государственных органов управления и органов местного самоуправления, органов архитектуры и градостроительства, которым предстоит использовать его в своей деятельности.
Мы готовы принять участие не только в качестве экспертов, но и в работе по созданию Градостроительного плана.
С уважением, ГУП МО «АПУ Московской области»
Заместитель начальника Н.Н.Филимонова