Алакоз Валерий Владимирович, Президент Российской ассоциации Частных землемеров
Алакоз Валерий Владимирович, Президент Российской ассоциации Частных землемеров
Необходимо переходить от госрегулирования к саморегулированию геодезической и картографической деятельности
профессиональными объединениями
1. Говорить о рынке геодезической и картографической деятельности можно лишь весьма условно.
Одна из главных причин отсутствия рынка является присутствие на нем большого количества специализированных государственных унитарных предприятий, занимающихся геодезической и картографической деятельностью, находящихся в прямом подчинении Росземкартографии и Росземкадастра. Все закупки геодезической и картографической продукции, осуществляемые за счет средств Федерального бюджета, выделяемого этими ведомствами, производятся в порядке закупки продукции у единственного поставщика. Роскартография и Росземкадастр размещают (распределяют) все заказы на закупки только среди своих государственных унитарных предприятий, загружая их производственные мощности примерно на 50%. Остальные объемы государственные унитарные предприятия находят на рынке геодезических и картографических работ, финансируемых региональными и местными бюджетами. При этом добиться добросовестной конкуренции на этом рынке не удается. Широко практикуется паритетное финансирование геодезических и картографических работ за счет федерального и местных бюджетов, что ставит государственные предприятия в привилегированное положение по сравнению с другими участниками торгов.
Выполнение измерительных работ при инвентаризации объектов недвижимости (зданий и сооружений, жилых домов, дач, встроенных помещений, квартир) с составлением поэтажного плана для учета объектов недвижимого имущества и регистрации прав на них также монополизировано государственными и муниципальными унитарными предприятиями - бюро технической инвентаризации (БТИ), неправомерно совмещающими коммерческую деятельность по технической инвентаризации объектов недвижимого имущества с государственными функциями по их учету.
2. Для развития рынка геодезической и картографической деятельности в России созданы необходимые законодательные основы:
Гражданский Кодекс Российской Федерации, Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", Федеральный закон "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Степень развития рынка геодезических и картографических работ полностью соответствует степени выполнения действующего законодательства, эффективности регулирования рынка Министерством экономики Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Наиболее эффективным действием по развитию рынка геодезических и картографических работ была бы реорганизация государственных унитарных предприятий в независимые коммерческие предприятия геодезического и картографического профиля.
По мере развития геодезических и картографических работ необходимо переходить от госрегулирования к саморегулированию геодезической и картографической деятельности профессиональными объединениями.
3. Сегодня государство в лице Роскартографии и Росземкадастра осуществляет не только регулирование геодезической и картографической деятельности (подготовка нормативно-технических документов, стандартизация, лицензирование, выдача разрешении на производство работ и использование средств измерений, контроль за осуществлением деятельности), но и организует выполнение основного объема работ силами подведомственных государственных предприятий.
Есть одноэтапный и двухэтапный варианты современной организации геодезической и картографической деятельности в стране:
- государство оставляет у себя функции регулирования геодезической и картографической деятельности и освобождается от обязанностей непосредственной организации выполнения геодезических и картографических работ;
- государство после осуществления этапа реорганизации государственных унитарных предприятий постепенно делегирует часть функций по регулированию геодезической и картографической деятельности (в первую очередь подготовку нормативно-технических документов, стандартизацию и лицензирование) профессиональному объединению геодезистов и картографов, оставив у себя функции госгеонадзора, ведения картографо-геодезического фонда Российской Федерации, обеспечения (финансового) выполнения геодезических и картографических работ федерального назначения.