Бесков Сергей Костантинович, ген. директор ООО "Ассоциированный Картографический Центр"
Бесков Сергей Костантинович, ген. директор ООО "Ассоциированный Картографический Центр"
1. Существует ли в россии рынок геодезической и картографической деятельности? (Если да, то приведите оценки его масштабов в известных Вам секторах).
Рынок существует, причем он разделен на два сектора - геодезическую и картографическую деятельность, которые, в свою очередь, разделены еще на два: государственный и частный. Масштабы рынка мне не известны, но предполагаю, что частный сектор мог бы развиваться динамичнее, если бы роль Роскартографии была бы более конструктивной.
2. Какова должна быть последовательность шагов по развитию рынка геодезической и картографической деятельности в России?
Последовательность такова:
1) Внести изменения в Закон о геодезической и картографической деятельности и в положение о геодезической и картографической деятельности, направленные на либерализацию действующего законодательства и уравнивание в правах всех субъектов геодезической и картографической деятельности;
2) Упразднить ведомственный диктат в отношении субъектов геодезической и картографической деятельности.
3. Какие функции на рынке должно выполнять государство и какими своими институтуами, а какие не должно? Какова должна быть роль на рынке общественных профессиональных объединений и какими они должны быть?
Государство должно:
1) Управлять предприятиями, имеющими государственную форму собственности посредством ведомства
(Роскартографии);
2) Осуществлять надзор за геодезической и картографической деятельностью посредством ТИГГН и УРиГН в части
выполнения бюджетных работ, выполняемых по заказам Роскартографии и Минобороны, а также работ, связанных с использованием материалов, составляющих государственную тайну.
Общественные профессиональные объединения должны создаваться по инициативе субъектов геодезической и картографической деятельности и играть организующую роль с целью упорядочения отношений между субъектами, защиты авторских и иных прав. пропагандой и популяризацией картографо-геодезических знаний как среди профессионалов, так и среди граждан; обменом различного рода информацией, в том числе картографо-
геодезической, законодательной и т.д., и вообще, обладать всем тем необходимым набором инструментов, который способствует становлению цивилизованного рынка. Например, не Западе существует профессиональное объединение производителей и продавцов картографической продукции International Map Trade Association (IMTA), объединяющее сотни компаний по всему миру. Россию представляют там всего 3 организации. Чтобы не изобретать велосипед, можно изучить опыт зарубежных коллег, адаптировав его к российскому рынку, и организовать такие объединения, в уставе которых былыи бы прописаны как задачи, направленные на становление цивилизованного рынка, так и механизмы осуществления этих задач.
4. Какие производственные задачи должны обязательно выполняться государственными предприятиями?
Государственные предприятия должны быть равноправными с негосударственными субъектами геодезической и картографической деятельности, т.е. никаких специальных задач, ориентированных на гос. предприятия быть не должно. Все должны находиться в равных условиях перед заказчиком, независимо от форм собственности.
5. Какие дополнения и изменения должны быть внесены в законодательную и нормативно-правовую базу?
Предлагаю следующее:
1) Установить заявительный порядок лицензирования геодезической и картографической деятельности;
2) Установить разрешительный порядок регистрации геодезических и картографических работ в органах ТИГГН И УРиГН только в случаях, если эти работы являются бюджетными и выполяются по заказам Роскартографии и Минобороны, либо эти работы связаны с использованием топографо-геодезических, аэросъемочных и др. материалов, составляющих государственную тайну;
3) Упразднить лицензирование картоиздательской деятельности, поскольку под изданием карт Роскартография понимает их полиграфическое тиражирование, что относится к ведению Мин. печати и СМИ (кстати, недавно лицензирование издательской деятельности упразднено);
4) Упразднить существующую дискриминацию негосударственных организаций-субъектов геодезической и картографической деятельности в отношении права на производство всех видов геодезической и картографической
деятельности;
5) Снять все ограничения на ввоз в РФ картографической продукции, напечатанной российскими предприятиями за рубежом, поскольку доля типографских услуг в стоимости картографического издания не превышает 30%, таким образом можно говорить о том, что даже при использовании зарубежной печатной базы данный продукт остается отечественным, что и является основой создания и поддержания рабочих мест на российских предприятиях.