Кушнир Леонид Григорьевич, президент РО "Стройизыскания"
Кушнир Леонид Григорьевич, президент РО "Стройизыскания"
1. Существует ли в России рынок геодезической и картографической деятельности? (если да, то приведите оценки его масштабов в известных Вам секторах).
Реального, цивилизованного рынка нет. Например недавно сняли с работы руководителя землеустроительной службы Краснодарского края за то, что он не обеспечил рыночный характер выполнения работ. У него все работы монопольно выполняет Роскартография. Почему? Да потому что 50% они приносят из федерального бюджета, а 50% доплачивает заказчик. Еще хуже цифра в Росземкадастре у Мельникова там цифра уже 70%. Т.е. условия совершенно неравные для тех исполнителей которые не могут принести "с собой" федеральные деньги. С этой точки зрения - рынка нет, и нет потому, что государство пока не отрегулировало эти вопросы. Ведь даже карты для военных надо делать на конкурсной основе. Другое дело кого допускать до этого конкурса. Условия должны быть минимальны: должны участвовать фирмы, которые в состоянии выполнить все режимные требования.
Или взять лицензии на картоиздательскую деятельность - они есть за редким исключением лишь у предприятий Роскартографии. А почему? Сегодня найдутся десятки, сотни предприятий способные издать карты на мировом уровне.
2. Какова должна быть последовательность шагов по развитию рынка геодезической и картографической деятельности в России?
Необходимо привести в порядок законодательство России и все нормативные акты в состояние, позволяющее на конкурсной основе развивать геодезическую и картографическую деятельность.
3. Какие функции на рынке должно выполнять государство и какими своими институтами, а какие не должно? Какова должна быть роль на рынке общественных профессиональных объединений и какими они должны быть?
По аналогии с зарубежной практикой основными закаперщиками разработки нормативных документов должны быть общественно-профессиональные объединения. Роль государства заключается во внимательном и придирчивом рассмотрении этих нормативов, утверждении и контроле исполнения.
Мне известен проект ФЗ, подготовленного Правительством (Минэкономразвития) "О техническом регулировании в России" .Он полностью меняет подходы к государственному нормированию и перейти на другую структуру: СНИПы инструкции нормы стандарты -все уничтожить. Основные требования - технические регламенты создать только для тех видов деятельности, которые прямо или опосредованно влияют на безопасность людей. С чем это связано? По их мнению СНИПы многие организации не признают так как они не имеют юридической силы (они даже не регистрируются в Минюсте). Предлагается вместо всех этих нормативных документов в суженном виде создать, так называемые технические регламенты, которые должны утверждаться Госдумой, т.е. иметь статус закона. Разрабатывать их могут любые юридические лица, но предпочтение отдается общественным организациям. Я так понимаю, что после их утверждения разработчики могут получать какие деньги продавая эти регламенты. Поэтому все будут рваться в разработчики. Тут тоже необходим конкурсный отбор.
И второй уровень - это стандарты, которые будет разрабатывать Госстандарт. Но стандарт станет добровольным. Его применение будет мотивироваться самим заказчиком, т.к. ему будет необходима страховая чистота продукцию.
Я в значительной мере согласен с такой позицией Минэкономразвития и Администрации Президента, потому что сейчас во многом в этой сфере царит ведомственный беспредел, который не дает возможности становления цивилизованного рынка.
4. Какие производственные задачи должны обязательно выполняться государственными предприятиями?
Я не вижу разницы между государственными и частными предприятиями. У нас 70% трестов приватизированы, а 30% остались государственными. Никакой разницы между ними на рынке нет. И у тех и других в уставе записано: основная цель - получение прибыли.
6. Какие дополнения и изменения должны быть внесены в законодательную и нормативно-правовую базу?
Об этом уже шла речь. Основные требования технического регулирования должны быть отражены не на уровне ведомственных нормативных документов, а должны быть приняты на законодательном уровне и быть едиными для всех субъектов РФ.
Затем государство должно создать систему контроля выполнения этих регламентов.
При этом надо всемерно повышать роль страхования - нет более эффективных инструментов. Если хочешь подешевле застраховать объект - значит надо максимально выполнить все требования, стандарты и технические условия.