Холодков Валентин Владимирович, директор БКТ, Таганрог
Холодков Валентин Владимирович, директор БКТ, Таганрог
Приводим текст беседы В.Холодкова с С.Миллером на тему дискуссии.
Существует ли в России рынок геодезической и картографической деятельности? Если да, то оцените его масштабы в рамках известных вам секторов.
Рынок только начинает формироваться - это совершенно очевидно. Но на рынке присутствуют неравные партнеры. Это Роскартография и все остальные, которые на одну сотую, а может и на одну тысячную не реализуют свои возможности. Вот, например, я работаю на рынке Ростовской области, и ощущаю на себе этот пресс.
А если попробовать оценить объем работ в области картографии и геодезии по Ростовской области, ведь там не только Роскартография работает?
Очень трудно оценить. Я думаю, 2% - все остальные, а 98% - Роскартография. Но она не покрывает тех потребностей, которые существуют в Ростовской области. Если бы покрывала, вопросов бы не было. Почему 2% - потому что их не пускают на рынок.
Т. е. ситуация такая ? Потребностей больше, но на рынок выйти нельзя. Существуют ли примеры?
Все материалы находятся в АГП. Чтобы их получить, нужно иметь лицензию.
А что, сложно получить лицензию?
Нет. Имеется в виду не лицензия Роскартографии (она есть у многих), а лицензия ФСБ.
Но это касается только того сектора рынка, который связан с информацией ограниченного доступа. А ведь огромный кусок связан с открытой информацией, например, геодезические измерения.
Ну, в области геодезии ситуация немного лучше. На рынке много коммерческих предприятий, которые работают лучше. Но по объему работ доминируют АГП, а все остальные составляют 15%. Это что касается крупных объектов. А если рассматривать объемы работ по городам, то там все остальные составляют 30-40% и 60% ? АГП. Дело в том, что заказчики, которые могут заказать такие работы, обычно обращаются за рекомендациями в Ростовский земельный комитет, а те обычно называют Южное АГП. Но бывает, что проводятся тендеры. И там где объявлялись тендеры и где мы выступали на равных мы обычно выигрывали. Но проведение тендеров не является распространенной практикой.
А бюджетные тендеры объявлялись?
Да, например, мы выиграли тендер на работы по инвентаризации сельскохозяйственных земель, объявленный земельным комитетом, а со стороны Роскартографии такие тендеры не проводятся. Хотя работы ведутся.
Я думаю, что Роскартография себя ведет естественно, так как она себя может вести.
Какова должна быть последовательность шагов по развитию рынков геодезической и картографической деятельности?
Я думаю, в первую очередь, через тендер, т.е. открытость работ, которые финансируются из различных бюджетов, т.е. гласное оповещение. Первый шаг - тендер. Конечно же еще - законодательство. Так же существует путаница с режимами секретности и с координатами. Пример очень простой. Есть местная система координат, которая является не секретной, но она на один район. А все остальные находятся в геонадзоре. Получается, что предприятия Роскартографии не проходят обязательную процедуру с разрешительными вопросами на производство работ в своей системе в территориальных инспекциях геонадзора. Потому, что им это не нужно - картографические материалы у них, ключи пересчета у них, координаты у них.
Т.е. то, что у вас занимает много времени, как у частного предприятия, у них просто отсутствует?
Да, и следовательно нужно создавать равные условия. Нужно совместить надзорный орган и орган, который занимается ведением базы метаданных по территории. Это на уровне ТИГГН, деятельность которых распространяется на несколько субъектов.
И этого достаточно? Или разумно, например, это делать по субъектам?
Если этот процесс пойдет как я сказал, то конечно инспекции нужно делать по субъектам.
А что нужно тогда иметь на уровне местного самоуправления?
Сейчас органы градостроительства занимаются дежурством по плану и осуществляют надзор, и они должны это делать и в дальнейшем. Это разные структуры и они никак не связаны с ТИГГН.
Если разумно строить, то получается, что есть ТИГГН на уровне федерального округа с более глобальными задачами, на уровне субъекта - ТИГГН, фонд и организация, которая дежурит по основе субъекта и тут же база метаданных, и на уровне местного самоуправления какая-то более жесткая связка с органами градостроительства, которые в рамках территории местного самоуправления осуществляют геодезический надзор.
Какие функции на рынке должно выполнять государство и какими своими институтами?
Надзор оставляем за государством. Лицензирование - тоже государственная задача. Геодезические сети финансируются из федерального бюджета и поддерживаются государством. Это составляющая государственного информационного ресурса, эти же сети, данные, материалы и т.д. Они должны быть под контролем инспекций геонадзора или специализированных предприятий, обслуживающих их, получающих средства. Они должны быть независимы. Но данные, которые получают с помощью этих сетей, должны быть на рынке.
Что такое процесс поддержания сетей - ведь это реально чисто производственная задача? Это же может делать любой, имеющий лицензию?
Да, любой, если есть грамотно поставленная задача, но с учетом того, что технологии развиваются и будущее за комбинированными сетями.
С другой стороны, есть станции наблюдения, их надо обслуживать, постоянно проверять, снимать показания. И лучше это оставить за государством, на постоянной основе финансирования, потому что там есть элементы достаточно серьезных на сегодня технологий.
А ведение цифровой основы? Это государственная задача?
Контроль - да. А все остальное должно быть на рынке.
А как тогда обеспечить единство подходов методических, технологических?
Безусловно - это тоже задача государства.
Я считаю, что ведение городского плана Таганрога - это задача трех управленческих структур: самого Таганрога, Ростовской области и Москвы, если мы хотим иметь единое геоинформационное пространство страны. Поэтому, в идеале финансирование должно осуществляться из трех источников. И если мы говорим о единстве подходов, методик, то это единство должно быть подкреплено, не только административно, но и финансово.
Я согласен.
Какие дополнения и изменения должны быть внесены в законодательную и нормативно-правовую базу?
Лишить исполнительных функций органы, как я уже говорил, что можно сделать только через закон. В Федеральном законе на сегодня написано, что федеральный орган является исполнительным, регулирующим. На самом деле, нужно отрегулировать законодательство так, что бы все себя чувствовали на рынке в одинаковых условиях.
А в рамках нормативной базы?
Конечно секретность. Во-первых происходит отмывание бюджетных денег или растраты со всеми сопутствующими экономическими механизмами.
К вопросу о конкуренции - предприятия Роскартографии не проходят эту процедуру и эти платежи, включая 2,5%, которые платятся при получении разрешения на выполнение работ.
Т.е. фактически я частник вынужден удорожать свою работу на эти 2,5%.
А эти 2,5% предложено заплатить перед тем, как ты заключил договор и получил деньги от заказчика?
Нет, это происходит после того как заключен договор. Но я не могу приступить к работе пока не заплачу эти деньги, потому что не смогу получить от них данные.