Как мы уже сообщали на нашем сайте развернута дискуссия "Обсуждаем Положение о федеральном картографо-геодезическом фонде"
Подробности на http://www.gisa.ru/fedfond.html
Очное обсуждение предложений состоится 10 июня 2005 г. в 10.00 в рамках XII Всероссийского ГИС-Форума (подробно см. http://www.gisa.ru/gis-forum2005.html), Москва, РАГС (м. Юго-Западная, пр-т Вернадского, 84, 2-ая проходная, второй учебный корпус).
Публикуем мнение Куртеева Валентина Васильевича, до недавнего времени возглавлявшего Ситуационный центр МПР России:
Рассматривая нормативные документы, по которым в настоящее время функционирует Федеральный картографо-геодезический фонд, можно прийти к выводу, что их составляли второпях и не обсуждали перед принятием.
Например, п.3 Положения о федеральном картографо - геодезическом фонде требует передачи в фонд оригиналов или копий материалов и данных, но в документе, определяющем порядок этой передачи (Положение о порядке передачи гражданами и юридическими лицами в федеральный картографо-геодезический фонд копий геодезических и картографических материалов и данных) речь идет только о копиях.
Требование о безвозмездности такой передачи, и установление процедур, определяющих возможность получать доходы от использования полученных материалов выглядят как неприкрытый рэкет, подкрепленный угрозами санкций при невыполнении данного требования. Пункт нуждается в правовой экспертизе, так как его законность вызывает сомнение.
Требует коренной переработки п.3.1 Положения о порядке передачи гражданами и юридическими лицами в федеральный картографо-геодезический фонд копий геодезических и картографических материалов и данных. 3.1 В случаях, когда картографо-геодезические работы выполняются создателями по заказу других юридических лиц, обязанность передачи копий материалов ФКГФ в организацию-фондодержатель определяется в договоре на создание картографо-геодезической продукции. А если эта обязанность в договоре отсутствует?
Не совсем понятно, почему в п. 3.5 Организации-фондодержатели могут заключать с создателями материалов ФКГФ договоры об использовании копий переданных в ФКГФ материалов и данных третьими лицами в соответствии с действующим законодательством, устанавливается, что договора заключаются с "создателями" а не заказчиками, которые скорее всего являются правообладателями.
Сам термин "создатель" вызывает вопрос а не приравнен ли производитель геодезических работ и составитель карт к господу богу. И картограф и геодезист всего лишь интерпретаторы и измерители созданного, неважно кем.
В новом Положении необходимо четко ранжировать государственный и ведомственный фонды, так как фактическое приравнивание ведомственного фонда Минобороны к государственному может привести к раздвоению функций, дублированию работ и другим нежелательным коллизиям. Кто из равных самый равный этот вопрос погубил много хороших начинаний.
В пакете рассматриваемых документов, предложенных Минтрансом РФ к доработке практически полностью отсутствуют нормы и требования к электронным картам, в том числе составляемых государственными предприятиями и по заказам государства.
Рассматривая Приложение к Положению о федеральном картографо - геодезическом фонде "Перечень материалов и данных, включаемых в состав федерального картографо - геодезического фонда" можно сделать вывод, что Роскартография практически игнорирует возникновение и развитие электронной картографии. Весь документ и приложения к нему ориентированы на традиционные картографо-геодезические материалы и всё обсуждение проблем ФКГФ происходит вокруг и около правовых и денежных вопросов. У меня основной интерес вызывает предельно расплывчатый туманный п.10. Приложения Материалы и данные по созданию геоинформационных систем федерального и регионального назначения.
Поскольку собственно ГИС не является картографо-геодезическим материалом и, являясь динамической системой, не может быть зафиксирована в архивном виде (это смерть ГИС), возникает вопрос а что же, собственно, передавать в ФКГФ? Очевидно, речь может идти только о базовых электронных топографических картах и тематических картах общего назначения, не входящих в сферу интересов ведомственных фондов, например, Росгеолфонда. Тогда сразу возникает вопрос о целостности данных и возможности их использования в будущем, то есть о стандартах, технологиях, носителях, форматах, программных продуктах и т.п., поскольку всем (кроме Роскартографии) понятно, что без разработки и принятия Концепции инфраструктуры пространственных данных эту проблему не решить. В первом приближении можно ограничиться созданием в ФКГФ базы пространственных метаданных, а в организациях-фондодержателях концентрировать только топографические карты, прошедшие процедуру приемки и контроля качества.
Вопрос качества современных электронных карт один из самых больных, на мой взгляд, вопросов и практика показала, что в результате игнорирования наработанного десятилетиями опыта по составлению традиционных карт в процессе составления карт электронных (отсутствие редакционной подготовки, процессов корректуры, редакторской приемки), неспособности старых опытных кадров освоить новые технологии, отсутствие четкой стратегии в процессе становления цифровой картографии, тотальной спешки в освоении объемов без четкого предвидения плачевности результатов нам сегодня нечего хранить в картгеофондах. А то, что можно бы хранить невозможно использовать. Но эта проблема выходит за рамки поставленной задачи.