Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Новости/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  














Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться


width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Владимир Гершензон о принятом Правительством РФ Положении о работе с ДДЗ с КА типа "Ресурс-ДК

Как мы уже сообщали, Правительство РФ приняло постановление Положение о планировании космических съемок, приеме, обработке и распространении данных дистанционного зондирования Земли высокого линейного разрешения на местности с космических аппаратов типа «Ресурс-ДК» (см. http://www.gisa.ru/22797.html ).
С целью оценки последствий этого Постановления для развития рынка геоинформатики России мы попросили ответить на наши вопросы руководителей компаний - ведущих поставщиков данных дистанционного зондирования на российский рынок.

Предлагаем Вам ознакомиться с ответами Владимира Евгеньевича Гершензона, генерального директора ИТЦ СКАНЭКС:

Значение Постановления №370 от 10.6.05 определяется уже тем, что впервые на российском рынке данных высокого разрешения устанавливаются некоторые правила игры . Для России, не избалованной наличием собственных космических средств съемки Земли, в любом случае появление первого доступного спутника метрового разрешения класса Ikonos окажет на рынок заметное воздействие. Более сложным является вопрос, насколько принятые правила игры будут соответствовать потребностям и стимулировать развитие рынка данных ДЗЗ. Одного Постановления недостаточно для создания благоприятных условий развития рынка, так как проблема обработки и распространения данных метрового разрешения регулируется рядом законодательных положений, также требующих соответствующей правки.

Например, п.7. Степень секретности результатов тематической обработки ДДЗ будет определяться степенью секретности используемой картографической основы. Сегодня секретны топокарты масштабов 1:100 000 и крупнее, а для продуктов на основе снимков метрового разрешения требуются топокарты масштабов 1:50 000 1:5 000, что ведет к засекречиванию материалов и ограничению круга потребителей.

В Индии после запуска гражданского КА CARTOSAT-1 с разрешением 2,5 м в мае с.г. была принята национальная Программа политики в области картографии, которая направлена на либерализацию рынка геопространственных данных Индии. В рамках новой Программы предусмотрен выпуск двух серий карт для нужд Минобороны Индии и для открытого пользования, которые смогут получать все компании, имеющие лицензию геодезической службы (см. http://www.gisa.ru/22386.html )

В США наоборот, сначала пишут правила игры , регулируют условия распространения данных, затем выдают лицензии, раздают контракты и запускают спутники. Выданные сегодня лицензии (0,25-0,4 м) и государственная космическая политика в области ДЗЗ (документ, утвержденный президентом США 25.4.03, см. http://www.gisa.ru/9479.html ) ставят американские компании-операторы в самое выгодное положение на мировом рынке по сравнению с другими компаниями (чего нельзя сказать о последствиях Постановления №370). Хотим мы этого или нет, но сегодня любой стране приходится считаться с наличием на мировом рынке в свободном доступе космоснимков с разрешением 0,6-1 м. Несовершенство или отставание в обновлении нашего национального законодательства приводит к курьезным ситуациям, как, например, в случае с публикацией высокодетальных (секретных у нас) снимков России на сайте Google ( см. http://www.gisa.ru/23108.html )

Как можно заключить из положений Постановления №370, все потребители данных Ресурс-ДК разбиваются на несколько классов. Основными потребителями являются Минобороны и силовые ведомства, обладающие абсолютным приоритетом в программировании спутника, за ними по приоритетности следуют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации, которые получают информацию бесплатно (или по номинальной стоимости копирования данных). Третий класс составляют организации, не вошедшие в первые два. Отдельно оговариваются условия участия иностранных заказчиков четвертого класса.

Приоритетность заказов силовых структур сомнению не подлежит, но бесплатность предоставления материалов второй группе клиентов заставляет уже задуматься (бесплатность данных метрового разрешения это низкая эффективность системы и растянутые сроки выполнения заказов на съемку). Очень вероятно, что заказы интуристов также будут пользоваться повышенным приоритетом. Сколько же съемочного времени достанется на всех клиентов самого массового третьего класса российские коммерческие компании и местные органы власти (провозглашена расплывчатая величина 15% информационного ресурса КА)?
Рискну предположить, что бесплатность космической информации Ресурса-ДК для клиентов второй группы не будет способствовать развитию рынка в России. Даже в Индии, обладающей второй после США группировкой спутников ДЗЗ, государственные службы имеют свой бюджет для закупки и обработки космической информации индийских спутников IRS и зарубежных коммерческих КА. В США геологическая служба финансирует закупки космической информации метрового разрешения в интересах госслужб ( млн. на 3 года). Наличие бюджета заставило бы заказывающие ведомства более взвешенно оценивать свои потребности и закупать необходимые данные по конкурентным ценам, а Роскосмос получил бы искомые средства для развития отрасли.

Удивляет создание привилегированных условий для иностранных клиентов по сравнению с российскими организациями третьего класса. Так, если российский клиент должен подавать годовые заявки на съемку за 3 месяца до начала года, то иностранцам разрешено подавать заявки по мере необходимости . Можно предположить, что вероятной причиной такого условия является отсутствие требования годового планирования у компаний-операторов конкурирующих систем метрового разрешения (компании США, Израиля, Индии, Франции). А свои российские заказчики стерпят.

Многие положения и растянутые сроки рассмотрения заявок, вероятно, появились в Постановлении из-за отсутствия опыта работы на современном рынке. В докладах на ГИС-Форуме я и многие выступающие говорили, что сегодня идет интенсивная съемка территории России операторами коммерческих систем метрового разрешения. Маловероятно, что по качеству и точности эти изображения уступают будущей продукции Ресурс-ДК, а по условиям распространения и сервису зарубежные данные доступнее и привлекательнее. Поэтому операторов Ресурса-ДК ожидает нелегкая конкуренция, а Постановление заранее ставит их в проигрышное положение. Например, Минобороны заранее могло бы обозначить зоны военных объектов, закрытые для высокодетальной съемки. Проверка заказов на совпадение с такими зонами при современных информационных технологиях занимает минуты, а не месяц.

п. 15. План космических съемок на год уточняется ежеквартально, а при необходимости - не позднее чем за неделю. Предложения Федерального космического агентства по уточнению плана космической съемки рассматриваются Министерством обороны Российской Федерации в срок не более 1 месяца, а предложения, касающиеся проведения съемок в оперативном порядке, - в течение 3 суток.
Приведу для сравнения следующие данные: израильская компания ImageSat Int. - оператор коммерческого спутника EROS-A сегодня принимает заявки на съемку в повседневном режиме за 2 суток до съемки. Подтверждение приема заказа поступает в те же сутки! В случае необходимости заказы на оперативную съемку принимаются за 36 часов (ограничивающим фактором является только облачность).
Мне могут возразить, что Ресурс-ДК - система двойного назначения, а совмещение военных и гражданских задач удлиняет цикл планирования. Но в аналогичной перспективной французской системе двойного назначения Pleiades (Плеяды) в повседневном режиме продолжительность цикла от заказа до съемки 3 суток, а в экстренном режиме 1 сутки. То есть высокая оперативность программирования стала своего рода стандартным требованием потребителей к данным ДЗЗ и не учитывать это нельзя.

Пока основными потребителями данных метрового разрешения по России являются зарубежные клиенты (по оценкам, число российских заказчиков съемки по России - только 5%!). С учетом ожидаемого невысокого уровня сервиса в системе Ресурс-ДК зарубежных заказчиков - потенциальных инвесторов, многонациональные компании, работающие в России и т.д., можно будет привлечь к данным Ресурса-ДК только сравнительно низкими расценками. С уверенностью можно сказать, что основными потребителями данных Ресурса-ДК будут силовые ведомства и клиенты второго класса, получающие снимки бесплатно. Проблемы террористов касаться не буду, но они скорее воспользуются услугами зарубежных операторов из-за широкой доступности данных и высокого уровня сервиса. Таким образом, создавая барьеры или условия хуже общемировых, Постановление ставит в невыгодное положение прежде всего самых массовых российских потребителей.




См. также:
Каталог Организаций:
   - СКАНЭКС
   - Google
Каталог Оборудования:
   - Pleiades-1 (спутник ДЗЗ)
   - Ресурс-ДК №1
   - EROS A (быв. EROS A1)
Каталог Авторов:
   - Гершензон В.Е.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Новости
Тематич. разделы / ДДЗ
Данные
Страны и регионы / Россия
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: ГИС-Ассоциация
Цитирумость документа: 6
21:10:30 04.07 2005   

Версия для печати  
    Анонсы партнеров
    Наши предложения
  Зарегистрироваться и получать новости по e-mail
  Вступление в ГИС-Ассоциацию, информационное обслуживание
  Наши конференции
  Журнал "Управление развитием территории"
  Контакты

© ГИС-Ассоциация. 2002-2016 гг.
Time: 0.022787094116211 sec, Question: 94