Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Новости/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  














Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться


width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Александр Сучков о принятом Правительством РФ Положении о работе с ДДЗ с КА типа "Ресурс-ДК

Как мы уже сообщали, Правительство РФ приняло постановление Положение о планировании космических съемок, приеме, обработке и распространении данных дистанционного зондирования Земли высокого линейного разрешения на местности с космических аппаратов типа «Ресурс-ДК» (см. http://www.gisa.ru/22797.html ).
С целью оценки последствий этого Постановления для развития рынка геоинформатики России мы попросили ответить на наши вопросы руководителей компаний - ведущих поставщиков данных дистанционного зондирования на российский рынок.

Предлагаем Вам ознакомиться с ответами Сучкова Александра Сергеевича, генеральный директор «ГИА ИнноТер»:

После первого знакомства с Положением о планировании космических съемок аппаратами типа «Ресурс-ДК» остаётся впечатление это во многом замечательный документ (в смысле заметный).
Что выделяет его среди других?
Во-первых название.
Во- вторых применение термина «типа «Ресурс ДК».
В-третьих обозначение порядка работы с космическим аппаратом и распространения полученных данных.
В четвертых наличие интересных цифр, регламентирующих: объем коммерческого информационного ресурса, сроки прохождения планирующих документов по всем инстанциям, сроки уточнения этих документов.

Для оценки влияния рассматриваемого Положения на рынок дистанционного зондирования Земли в России придется провести интерпретацию выше указанных особенностей и спрогнозировать возможные последствия.

Первые последствия.
На рынке появятся российские данные дистанционного зондирования с пространственным разрешением (проекция пиксела на местность) 0,7 1,4 м. Это следует из названия Положения, пункта 1 раздела I и неких теоретических рассуждений. Название гласит, что Положение затрагивает вопросы планирования космических съемок, прием, обработку и распространение данных дистанционного зондирования Земли высокого линейного разрешения на местности с российских космических аппаратов типа «Ресурс-ДК». А в пункте 1 раздела I уточняется, что высокое линейное разрешение находится в диапазоне от 2 до 1 метра. Пространственное разрешение (Rпр) и линейное разрешение (Rлн) связаны соотношением: Rлн = 1,4 * Rпр.

Можно ожидать, что в связи с этим изменится уровень легитимности данных ДЗЗ иностранного производства, которые получены на территорию России и имеют пространственное разрешение в диапазоне от 0,7 до 2,5 м (QuickBird, Ikjnjs, OrbView-3, Eros, Spot-5).
Кроме того, если верить рекламе, съёмочная аппаратура КА «Ресурс-ДК» будет иметь возможность отклонения оптической оси от надира на +\- 30 градусов и обеспечивать линейное разрешение на местности (1 м в панхроматическом режиме и 2 3 м в узких зонах спектра) при условии наблюдения в надир с высоты 350 км. Тогда, часть информационного ресурса КА «Ресурс-ДК», полученная при максимальных углах отклонения оптической оси и/или с высот более 350 км, и/или в узких зонах спектра не будет подпадать под действие настоящего Положения. То есть, планирование, обработка и распространение таких данных может проводиться по иному. Логика подсказывает по более упрощенному варианту. Так ли это покажет время.

Вероятные последствия.
Из Положения не ясно в каком плане «Ресурс ДК» является прототипом для других космических аппаратов дистанционного зондирования Земли. По разрешению на местности, по параметрам съёмочной аппаратуры, по способу сбора и передачи исходной информации, по ведомственной принадлежности, по дате начала эксплуатации или по каким либо другим признакам. То есть, хотелось бы априорно знать в какой степени настоящее Положение применимо к тому или иному космическому аппарату кроме «Ресурс ДК». Правда, по тексту можно найти упоминание сочетания таких признаков как: высокое линейное разрешение на местности, должен создаваться в будущем и в рамках Федеральной космической программы (пункт 1 раздела I); созданы и/или изготовлены в настоящее время, в рамках Федеральной космической программы и по заказу Федерального космического агентства (пункт 17 раздела III). Тогда настоящий документ ни коим образом не повлияет на порядок доступа к данным высокого разрешения, которые были получены системами предыдущего поколения. Например, КВР-1000, КФА-3000 и другими. Не может регламентировать и работу с аппаратами, которые будут созданы вне Федеральной космической программы, видимо, на коммерческой основе.
Отбросив далекое будущее и исключив прошлое, посмотрим на скорое настоящее как в нем будет производиться работа с данными «Ресурса ДК».

Съемка территорий будет производиться строго по плану. План создаётся, согласовывается и выполняется исключительно в интересах министерств и ведомств. Если и возможно учесть интересы пользователей, не относящихся к властным структурам, то это должна быть организация использующая данные дистанционного зондирования только в своих интересах (раздел I пункт 2). То есть, быть конечным пользователем продукции и не использовать её в интересах третьих организаций. Таким образом, посредники, дилеры, распространители и прочие «помощники» - исключаются. Весь маркетинг как по российским, так и по зарубежным территориям, будет организован в рамках одного ведомства Федерального космического агентства. Хотя можно было бы использовать потенциал российских коммерческих организаций с успехом занимающихся обработкой и распространением данных ДЗЗ. Есть подозрение, что для иностранных территорий задача маркетинга будет решаться через пользователей имеющих свои наземные станции приема (раздел III пункт 18).

Каким образом потребитель может получить интересующую его информацию? Через «Оператора космических средств дистанционного зондирования» являющегося центральным звеном длинной цепочки организаций и ведомств, участвующих в процессе эксплуатации. Он формирует план фотографирования, ведет каталог районов интереса заказчика, заключает договора и распространяет полученные данные, сертифицирует и обслуживает станции приема, анализирует полученные данные на предмет соответствия их условиям фотографирования, передает данные на обработку уполномоченным организациям и в Министерство обороны для экспертизы. При этом бросается в глаза, что обработку данных дистанционного зондирования, с целью превращения их в продукцию, могут выполнять только специально уполномоченные организации (раздел I пункт 6). Количество организаций, ведомственная принадлежность, требования к их технической оснащенности и квалификации сотрудников не декларируются. Не ясен и уровень проводимой обработки = выпускаемой продукции: то ли это тематическая обработка (раздел I пункт 7); то ли это обработка первичных данных с целью обеспечения возможности их использования (раздел I пункт 2) радиометрическая и геометрическая коррекция бортовых данных; то ли создание цифровых моделей рельефа, ортофотопланов, ГИС-слоёв и тому подобное. Практика работы с данными дистанционного зондирования показывает, что для российских потребителей наиболее приемлемы наименьшие уровни обработки. Это дешевле, быстрее и позволяет более эффективно применить полученные данные в рамках решаемых потребителем задач. По этому, уполномоченным организациям целесообразно поручить только радиометрическую и геометрическую коррекцию. Остальное - отдать в руки потребителей.

Очень интересна роль статуса потребителя. Иностранные пользователи имеют преимущества перед российскими, например, по порядку и срокам подачи заявок на съемку. Последние должны подавать их до начала октября месяца года, предшествующего съемке, а первые - по мере необходимости (раздел II пункты 9,10). Кроме этого, районы интереса иностранных пользователей могут находиться как на территории России, так и за её пределами. Напрашивается вывод - для российских потребителей, не относящихся к властным структурам, но страстно желающих приобщиться к новым российским данным ДЗЗ, или не уложившимся в сроки подачи заявок, стоит работать через иностранных посредников. Процедура заказа бесплатная. Оплата заказной съемки будет проводиться только после её успешного выполнения (раздел III пункт 19). Затем остается добиться получения этих данных в установленном порядке из архива Оператора (раздел III пункт 20).

Замечательные цифры.
Наиболее важная для рынка данных ДЗЗ цифра использование на коммерческой основе до 15% информационного ресурса космического аппарата типа «Ресурс ДК» (раздел III пункт 17). Много это или мало? Для ответа на этот вопрос следует определить абсолютное значение показателя, который весьма туманен. Для потребителя важно - сколько квадратных километров съемки он получит, а для производителя съемки важно сколько километров пленки он продаст. Встанем на позицию потребителя.

Если довериться рекламе, то суточная производительность космической системы «Ресурс ДК» составит 450 000 кв. км., размер кадра на местности 28х28 км. Основываясь на приведенных цифрах можно сделать предположение, что протяженность снятой на одном витке территории составит 1000 км или 35 кадров. В коммерческий оборот с одного витка может попасть объект общей протяженностью 150 км или 5 кадров. Следует учесть, что при наличии облачного покрова (который всегда имеет место быть) объект необходимо снимать несколько раз. Ресурс космического аппарата при этом будет потрачен, а площадь фотографирования не увеличится. Опыт показывает, что для получения безоблачной мозаичной картины из изображений с облачностью 20 - 30% следует использовать минимум два комплекта данных. Тогда, указанные ранее 5 кадров будут соответствовать реальным 2,5 кадрам. Следовательно, коммерческие потребители могут рассчитывать не на 15% ресурса, оцениваемого в квадратных километрах, а на 7% и менее.

Съемочный сезон для территории России продолжается с мая по октябрь. За этот период в интересах коммерческих потребителей может быть снято до 6 000 000 кв.км. или до 35% территории РФ (оптимистический прогноз). Результат впечатляет даже при 7% ресурса. Остаётся только узнать какова реальная производительность съемочной системы, какая часть коммерческого ресурса попадёт в руки российских потребителей и по какой цене.

«Оперативность» получения информации потребителем второй по важности вопрос для рынка данных ДЗЗ.
Положение регламентирует только планирование съемок. По процессам обработки, экспертизы, заключения договоров, передачи данных не приводится каких либо лимитирующих цифр. По этому, хотелось бы знать какое количество месяцев предполагается затрачивать на прием, обработку и доставку данных из расчета на одного среднестатистического потребителя. Кстати, зарубежные поставщики данных обеспечивают поставку архивной информации за 10 рабочих дней, а заказной съёмки минимум за 60 дней от момента подачи заявки на съемку (ORBIMAGE,SPACEIMAGING).
Что предлагает наше Положение в отношении планирования съемок (раздел II пункты 9- 15) .
- План съемок формируется на год.
- Заявки предоставляются за 3 месяца до начала года.
- Сформированный план корректируется-уточняется раз в квартал.
- Уточняются принятые заявки ежеквартально.
- Срочные заявки подаются в оперативном порядке.
- Заявки иностранцев подаются по мере необходимости.
- Оператор формирует проект плана и передаёт его в Федеральное космическое агентство.
- Федеральное космическое агентство за 2 месяца до начала года передаёт проект плана в Министерство обороны.
- Министерство обороны согласовывает проект плана не позднее чем за 1 месяц до начала года.
- Федеральное космическое агентство утверждает план съемок и направляет его Оператору.
- Оператор информирует коммерческих пользователей о возможности (невозможности) выполнения съемок.
- План на год уточняется ежеквартально.
- МО рассматривает уточнения к плану не более 1 месяца.
- План, при необходимости, уточняется за неделю до съемок.
- МО рассматривает оперативные уточнения плана не более 3 суток.

Приведенная процедура планирования свидетельствует, во-первых, о некоммерческом назначении космических аппаратов типа «Ресурс ДК», во-вторых, об отсутствии широкого применения современных средств приема, передачи и обработки информации. Цикл планирования, равный 12 месяцам, видимо, позаимствован из практики эксплуатации средств наблюдения предыдущего поколения. Они запускались в космос один раз в год. Существовали на орбите несколько месяцев. Поставляли информацию в аналоговом виде. Заявки собирались, анализировались, компоновались в планы фотографирования длительное время и с применением бумажных носителей информации.
Если планирование работы аппаратуры космических аппаратов типа «Ресурс-ДК» построить на базе современных информационных технологий, составной частью которых будет ГИС-система, то можно значительно сократить процедуру планирования и довести её до уровня требований рынка (до 3 7 суток).

Итоги.
1. Принятое Положение безусловно окажет влияние на состояние российского рынка данных дистанционного зондирования Земли из космоса. Степень влияние будет носить оживляющий характер. Для ускорения развития рынка во главу угла должно быть поставлено равенство в учете интересов властных структур и рядовых потребителей.
2. Предлагаемая схема распространения данных, полученных КА типа «Ресурс ДК», эффективна на столько, на сколько эффективно работает всякая монополия. В интересах органов власти достаточно эффективно, в интересах коммерческих потребителей практически не работает.
3. Конкурентоспособность любого продукта складывается из многих факторов. По разрешающей способности и по производительности КА типа «Ресурс ДК» могут составить конкуренцию некоторым существующим съемочным системам. По параметрам доступности (режимные ограничения, ведомственная принадлежность) и оперативности получения заказной информации (время планирования, сроки обработки и доставки) находятся за пределами понятия «конкурентоспособность». Параметр стоимости не рассматривается по причине отсутствия на этот счет каких-либо сведений.
4. Для повышения конкурентоспособности, при наличии желания реализовать имеющийся потенциал, можно рекомендовать следующее:
- получение данных с линейным разрешением хуже 2 м выделить в отдельное направление работ, а сами данные поставлять по упрощенной схеме;
- довести величину реального коммерческого информационного ресурса до 15 - 20%;
- для распространения данных по зарубежным и российским территориям создать сеть ресейлеров;
- предоставить потребителю возможность свободного выбора уровня обработки данных (от «сырого» до самого высокого);
- процесс планирования съёмок строить на базе современных информационных технологий и с применением ГИС-систем;
- установить на продукцию заведомо конкурентоспособные цены исходя из реального положения на мировом и российском рынках ДЗЗ из космоса.


См. также:
Каталог Организаций:
   - ИнноТер
   - Space Imaging
   - ORBIMAGE
Каталог Оборудования:
   - КФА-1000 ( фотокамера)***
   - КВР-1000 (фотокамера)***
   - Ресурс-ДК №1

Разделы, к которым прикреплен документ:
Новости
Тематич. разделы / ДДЗ
Данные
Страны и регионы / Россия
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: ГИС-Ассоциация
Цитирумость документа: 5
19:09:33 04.07 2005   

Версия для печати  
    Анонсы партнеров
    Наши предложения
  Зарегистрироваться и получать новости по e-mail
  Вступление в ГИС-Ассоциацию, информационное обслуживание
  Наши конференции
  Журнал "Управление развитием территории"
  Контакты

© ГИС-Ассоциация. 2002-2016 гг.
Time: 0.014940977096558 sec, Question: 92