Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Пространственные данные/Содержание журналов/№ 2 (2005)/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  















Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться


width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

В.С. Кукош Пространственные данные в государственном кадастре природных ресурсов и при ведении Государственного банка цифровой геологической информации

МПР России были практически продублированы работы по созданию топографической основы по картам масштабов 1:1 000 000 и 1:200 000

Основой серии публикаций послужили материалы отчета ГИС-Ассоциации о выполнении НИОКР Минэкономразвития России «Разработка концепции формирования инфраструктуры пространственных данных как элемента общегосударственных информационных ресурсов».
Автор соответствующего раздела отчета В.С. Кукош (заместитель начальника отдела Департамента науки, имущества и информатики МПР России).Руководитель работ С.А. Миллер.


Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых России

Правовая и нормативная основа. Работы по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых России (ГКМ) выполняются в соответствии со ст. 30, 32 Закона Российской Федерации «О недрах» и регламентируются Постановлением Правительства РФ от 28 марта 1996 г. № 215 «Об утверждении порядка предоставления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу в федеральный и территориальные фонды».

Ведение ГКМ осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых СССР, утвержденной приказом Мингео СССР № 312 от 25 июля 1980 г. и Методического руководства по составлению паспортов объектов учета государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых России с дополнениями, утвержденными Союзгеолфондом 31 июля 1980 г. и 27 августа 1982 г.

Организация работ. ГКМ России представляет собой построенную на единых методологических и технологических принципах федеральную информационную систему, содержащую унифицированные описания (паспорта) месторождений и проявлений полезных ископаемых, расположенных на территории Российской Федерации и ее континентальном шельфе.

ГКМ России содержит сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество запасов полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов, горно-геологические, гидрогеологические, экологические условия и горно-технические особенности разработки месторождений, их геолого-экономическую и стоимостную оценку, а также сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых.

ГКМ России составляется и ведется федеральным органом управления государственным фондом недр на основе геологической информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный и территориальный фонды геологической информации, а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные фонды в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Бессрочное хранение поступающих от недропользователей паспортов месторождений и проявлений полезных ископаемых и иных сведений, необходимых для ведения ГКМ, обеспечивается государственными федеральным фондом геологической информации и территориальными фондами информации (ТФИ) по природным ресурсам и охране окружающей среды на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

Информационное обеспечение. ГКМ ведется с использованием унифицированных форм предоставления и хранения информации (паспортов месторождений полезных ископаемых и их проявлений).

Паспорта месторождений и проявлений полезных ископаемых объектов учета ГКМ России составляются на специальных бланках следующих форм: «А» месторождения металлических полезных ископаемых; «Б» месторождения неметаллических полезных ископаемых; «В» россыпные месторождения; «Г» проявления твердых полезных ископаемых; «Д» месторождения нефти и газа; «Е» месторождения угля и горючих сланцев; «Ж» месторождения гидроминерального сырья. Каждый паспорт ГКМ содержит от 300 до 700 важнейших характеристик объектов минерального сырья.

Порядок заполнения паспортов оговаривается в руководствах по составлению паспортов, а также регламентируется словарями, приведенными в руководствах и в Перечне терминов, обязательных для использования при составлении паспортов.

Основные проблемы. В настоящее время единственными документами, регламентирующими ведение ГКМ (кроме ст. 30 и 32 Закона Российской Федерации «О недрах»), являются ведомственные инструкция и методическое руководство (1980).

В 2004 г. для установления государственного статуса кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых подготовлен проект утверждаемого Правительством Российской Федерации Положения о ведении государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых Российской Федерации. Положение должно узаконить единую систему ведения ГКМ по всей стране.

Весьма важным представляется решение проблемы цены и кадастровой оценки месторождений полезных ископаемых. При разработке проекта новой Инструкции по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых России Росгеолфонд предусмотрел включение в кадастровый паспорт экономических показателей, которые используются при расчете стоимости месторождения.

Кроме существующего ГКМ, который является прежде всего научным массивом геологической информации, для контроля за недропользованием необходимо вести кадастр участков недр, переданных в пользование. В большинстве случаев участки не совпадают с границами месторождений, а учет с целью налогообложения должен вестись по распределенным участкам.

Необходимо развивать, кроме традиционных, и другие перспективные направления работ, связанные с ведением ГКМ:
переход на новые технологии ведения банка данных ГКМ в рамках проектируемой Интегрированной системы фондовой информации (под управлением СУБД Oracle);
создание геоинформационной системы ГКМ, содержащей контуры месторождений и проявлений, а также провинций, бассейнов, областей и районов распространения полезных ископаемых;
расширение круга объектов минерально-сырьевой базы, подлежащих учету ГКМ (перспективные структуры, территории и площади; техногенные месторождения, полости недр; новые виды сырья торф и сапропель, железомарганцевые конкреции, лечебные грязи и т. д.);
решение проблемы цены и кадастровой оценки месторождений и участков недр.

Государственный водный кадастр (раздел «Использование вод»)

Правовая и нормативная основа:
Водный кодекс Российской Федерации, принят Государственной думой ФС РФ 18 октября 1995 г. (ст. 79) с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ;
Постановление Правительства Российской Федерации № 1403 от 23 ноября 1996 г. «О ведении государственного водного кадастра Российской Федерации»;
постановление Госкомстата России от 22 августа 2001 г. № 61 «Об утверждении отраслевого (ведомственного) стандарта на формуляр-образец государственного статистического наблюдения» (с изменениями от 23 мая 2002 г.);
Инструкция о порядке составления статистического отчета об использовании воды по форме № 2-тп (водхоз). Утверждена ЦСУ СССР по согласованию с Минводхозом СССР, Госкомгидрометом и Мингео СССР 24 июля 1985 г. № 42/4 (действующая).

Организация работ. Методическое руководство осуществляет Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы), ФГУП «Центр регистра и кадастра», бассейновые водные управления (БВУ) Росводресурсов.

На территории субъектов Российской Федерации государственный водный кадастр (раздел «Использование вод») (ГВК) ведут федеральные государственные учреждения ТФИ.

Контроль качества данных:
прием форм отчетности № 2-тп (водхоз) от водопользователей сотрудниками ТФИ осуществляется в строгом соответствии требованиям Инструкции о порядке составления статистического отчета об использовании воды по форме № 2-тп (водхоз);
ввод информации в базу данных контролируется начальником отдела в соответствии приказам ТФИ «Об организации контроля за достоверностью информации, вносимой в БД учреждения» и «Об исключении искажения информации, вносимой в БД учреждения»;
контроль качества информации при приемке ее в БВУ осуществляется с помощью автоматизированного тестового контроля.

Основные проблемы:
1. Необходимо повысить эффективность применения Федеральным агентством водного хозяйства МПР России соответствующих нормативно-правовых и административных требований к природопользователям, несвоевременно представляющим отчетную информацию.
2. Следует повысить требования к органам, осуществляющим методическое руководство, в части своевременной актуализации нормативно-правовых документов, регламентирующих ведение ГВК (раздел «Использование вод») в соответствии с действующим законодательством.
3. Электронный вариант ГВК необходимо переработать в соответствии с современными требованиями к программному обеспечению информационных систем.

Государственный водный кадастр (раздел «Подземные воды»)

Правовая и нормативная основа:
Федеральный закон «О недрах» от 3 марта 1995 г № 27-ФЗ с изменениями от 10 февраля 1999 г. № 32-ФЗ, от 2 января 2000 г. № 20-ФЗ, от 14 мая 2001 г. № 52-ФЗ, от 8 августа 2001 г. № 126-ФЗ, от 29 мая 2002 г. № 57-ФЗ, от 6 июня 2003 г. № 65-ФЗ, от 29 июня 2004 г. № 58-ФЗ, 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ;
Инструкция по составлению и пополнению кадастра подземных вод СССР (М., 1965) (действующая);
приказ Мингео СССР по внесению изменений и дополнений в Инструкцию по составлению и пополнению кадастра подземных вод (№ 281 от 2 июня 1986 г.) (действующий);
устав федерального государственного учреждения «Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР России по субъекту Российской Федерации», утвержденный приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

Организация работ. Методическое руководство осуществляется ФГУ НПП «Росгеолфонд» (Федеральное агентство по недропользованию, МПР России). На территории субъекта Российской Федерации ВК (раздел «Подземные воды») ведет ФГУ ТФИ МПР России.

Контроль качества данных осуществляется на следующих этапах:
прием учетных карточек буровых скважин от природопользователей выполняется сотрудниками ФГУ ТФИ МПР России в строгом соответствии с требованиями Инструкции по составлению и пополнению кадастра подземных вод СССР (М., 1965) и дополнениями к ней, принятыми приказом Мингео СССР от 2 июня 1986 г. № 281;
ввод информации в базу данных контролируется структурными подразделениями в соответствии приказами ФГУ ТФИ МПР России.

Государственный лесной кадастр

Правовая и нормативная основа:

Федеральный закон от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ Лесной кодекс Российской Федерации с изменениями от 22 июля 2002 г., 10 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г.
Постановление Совета Министров СССР от 8 января 1982 г. № 17 «О государственном учете лесов, ведении государственного лесного кадастра и отраслевого учета состояния и использования земель государственного лесного фонда»;
Инструкция по проведению лесоустройства, утвержденная приказом Рослесхоза от 15 декабря 1994 г. № 265;
письмо Федеральной службы лесного хозяйства России от 29 ноября 1995 г. № МГ-1-17-6/287 «Положение о лесном мониторинге»;
Инструкция о порядке ведения государственного учета лесного фонда, утвержденная приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 30 мая 1997 г. № 72;
приказ Федеральной службы лесного хозяйства России от 5 февраля 1998 г. № 21 «Об утверждении критериев и индикаторов устойчивого управления лесами Российской Федерации»;
Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. № 283;
положения об агентствах лесного хозяйства по субъектам РФ.

Организация работ. Методическое руководство осуществляет Федеральное агентство лесного хозяйства.

На территории субъектов Российской Федерации государственный лесной кадастр должно вести агентство лесного хозяйства по соответствующему субъекту РФ, но из-за отсутствия нормативно и методически закрепленного порядка его ведения на данном этапе собирается только информация, которая может быть включена в состав государственного лесного кадастра.

Государственный кадастр особо охраняемых территорий

Правовая и нормативная основа:

Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с изменениями от 30 января 2001 г. № 196-ФЗ, 22 сентября 2004 г. № 122-ФЗ;
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ;
Постановление Правительства РФ от 19 октября 1996 г. № 17 «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий»;
приказ Госкомэкологии России от 4 июля 1997 г. № 312 «Об утверждении Правил ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий»;
приказ Госкомэкологии России от 31 марта 1998 г. № 185 «О внесении дополнений в Правила ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, утвержденные приказом Госкомэкологии России от 4 июля 1994 г. № 312;
Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400;
Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. № 283;
положения об управлениях Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по субъектам РФ;
положения об агентствах лесного хозяйства по субъектам РФ.

Организация работ. Методическое руководство осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования МПР России.

На территории субъекта РФ государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведут управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по соответствующему субъекту РФ (в части подготовки паспортов особоохраняемых природных территорий) и агентство лесного хозяйства по соответствующему субъекту РФ (в части информации по учету лесных ресурсов и лесоустройству, включенной в Паспорта особо охраняемых природных территорий).

Качество данных определяется требованиями Правил ведения Государственного кадастра особо охраняемых природных территорий и дополнениями к ним.

Государственный банк цифровой геологической информации

Правовая и нормативная основа.
Коллегией Государственного комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр (Роскомнедра) 10 августа 1993 г. было принято постановление № 2-2 «О создании информационной компьютерной системы в области геологического изучения и использования недр», в котором предусматривалось создание в России Государственного банка цифровой геологической информации о недрах и недропользовании (ГБЦГИ) как информационной основы системы управления недропользованием на территории Российской Федерации.

Организация работ. В составе государственного банка цифровой геологической информации функционирует несколько компонент: центральный банк данных, банки данных полевой геохимии, данных глубокого бурения и др. с первичной геолого-геофизической информацией, банки данных по месторождениям полезных ископаемых, информационно-аналитические системы для обеспечения формирования и использования банков аналитической информации о минерально-сырьевой базе (МСБ) России, ряд других банков и систем.

Наибольшее использование и развитие геоинформационные технологии получили в одной из основных компонент ГБЦГИ Банке цифровой картографической информации (БЦКИ), где сосредоточен значительный объем информационных ресурсов.

Банк содержит цифровые модели карт различных масштабов на территорию России и состоит из следующих тематических разделов:
общегеографические карты и единая топографическая основа;
карты геологического содержания;
цифровые геологические атласы (ЦГА) и цифровые интегрированные геологические пакеты (ЦИГИП);
автоматизированные архивы данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ).

Структура данных (классификаторы). Разработаны нормативная документация, классификаторы и технология создания цифровых моделей топографических и геологических карт масштабов 1:1 000 000 и 1:200 000.

Разработана методика интеграции в составе цифровых геологических атласов и геоинформационных пакетов различных видов цифровой картографической и фактографической информации по регионам, территориям и геологическим объектам.

Разработана технология унифицированного удаленного многопользовательского доступа к цифровой картографической информации в оперативном режиме из ведомственной информационной сети МПР России.

Ведется обслуживание организаций отрасли и других государственных организаций информационными ресурсами БЦКИ.

Картографическая основа
В качестве первоочередной задачи формирования БЦКИ предусматривается создание цифровых моделей (ЦМ) топографических карт масштаба 1:200 000 как топографических основ для:
обеспечения проведения геолого-съемочных работ;
создания ЦМ карт геологического содержания;
формирования ГИС-проектов в составе цифровых атласов, цифровых интегрированных геоинформационных пакетов (ЦИГИП).

Работы по созданию на территорию России цифровых топографических карт разных масштабов ведутся в отрасли с 1992 г. За это время оцифрованы общегеографическая карта масштаба 1:2 500 000 и топографическая карта масштаба 1:1 000 000 на всю территорию, более 1800 номенклатурных листов карт масштаба 1:200 000. Работы по оцифровке карт масштаба 1:200 000 будут продолжаться и далее согласно планам МПР России проведения геолого-съемочных работ. Карты создаются в соответствии с классификатором, разработанным в ГлавНИВЦ на основе классификаторов топографической информации, используемых в Роскартографии и Генеральном штабе Вооруженных Сил РФ.

Государственная геологическая карта Российской Федерации масштаба 1:200 000 (Госгеолкарта-200) создается и издается как основа для решения большого круга задач, связанных с хозяйственной деятельностью на суше и прилегающих акваториях России. К началу 1994 г. издано или подготовлено к печати 3454 (из 4823) номенклатурных листа масштаба 1:200 000 Государственной геологической карты Российской Федерации. На январь 2002 г. в БЦКИ представлено около 1000 ЦМ карт геологического содержания, оцифрованных в организациях отрасли. Планируется дальнейшее развитие банка геологических карт масштаба 1:200 000. Ведутся работы по созданию геологических карт нового поколения на основе данных, полученных при проведении геолого-съемочных работ.

В цифровых атласах природных ресурсов сосредоточена результирующая информация, относящаяся к отдельной территории или объекту, по определенной тематике: геологическое строение, виды и запасы полезных ископаемых, охрана недр и т. д. Разработаны и утверждены методические рекомендации, содержащие требования по составу информации, технологии формирования, условиям передачи в ГБЦГИ цифровых атласов. Базовые масштабы топографических и тематических цифровых карт, входящих в состав цифровых атласов, 1:1 000 000, 1:500 000 и 1:200 000, базовый масштаб топографических и тематических цифровых карт, входящих в состав геоинформационных пакетов, 1:200 000 и крупнее.

Состав цифровых атласов зависит от тематики, назначения, а также от особенностей объекта или региона, по которому они создаются. В атлас могут быть включены топографическая основа, геологические карты, геоморфологические, тектонические, геофизические карты, схемы сейсмического районирования, данные ДЗЗ и т. д. Помимо картографической информации, включаются также фактографические данные в текстовом или табличном виде, полученные на различных этапах изучения охватываемой территории. Между картографическими и фактографическими данными организуется интерфейс, обеспечивающий их совместное использование.

ГИС создаются на отдельные объекты природопользования или недропользования и содержат большие объемы фактографической информации. В состав пакета может включаться фактографическая информация, размещенная непосредственно в тематических базах данных и доступная через графический интерфейс из цифровых базовых карт, входящих в состав пакета. Кроме того, в пакет может входить первичная геолого-геофизическая информация, организованная в виде самостоятельных информационных блоков или размещаемая в автономных базах данных ГБЦГИ. Доступ к такой информации организуется на основе Web-технологий.

Основой создаваемых атласов и пакетов являются ГИС ArcView и ArcInfo. Фактографические базы данных формируются на основе СУБД MS Access, Oracle и др., а интерфейсы между пространственной информацией и фактографическими БД в составе пакетов и атласов организуются средствами ArcView и СУБД или создаются с помощью систем программирования Visual Basic, С++ и т. п.

В настоящее время в БЦКИ представлено 70 пакетов и атласов.

Основные проблемы. В связи с постоянными проблемами во взаимодействии с Роскартографией, созданием Роскартографией продукции, не удовлетворяющей по объектовому составу и качеству геологическую отрасль, МПР России были практически продублированы работы по созданию топографической основы (базовых пространственных данных) по картам масштабов 1:1 000 000 и 1:200 000

В результате реорганизации, проведенной в МПР России, в 2003 2004 гг. была практически разрушена существовавшая система создания и обновления цифровой картографической информации, ликвидированы ГлавНИВЦ и система региональных ИКЦ. В отрасли осталась незначительная часть квалифицированных сотрудников.


См. также:
Каталог Программного обеспечения:
   - ArcView GIS
   - ArcGIS ArcInfo
Каталог Организаций:
   - Oracle
   - РФИ МПР России (ранее ГлавНИВЦ МПР России)
   - Росгеолфонд
   - Минэкономразвития России
   - Минприроды России (МПР)
   - Федеральное агенство водных ресурсов (Росводресурсы)
Каталог Авторов:
   - Кукош В.С.
   - Миллер С.А.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Тематич. разделы / Геодезия
Тематич. разделы / Картография, ГИС
Тематич. разделы / Кадастр, инвентаризация
Публикации / Наши издания / Пространственные данные / Содержание журналов / № 2 (2005)
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: Журнал «Пространственные данные» №2 2005
Цитирумость документа: 8
14:10:27 18.07 2005   

Версия для печати  

© ГИС-Ассоциация. 2002-2016 гг.
Time: 0.026964902877808 sec, Question: 115