24.08.05 Пояснительная записка к пректу ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования проведения землеустройства»
Пояснительная записка к проекту федерального закона
«О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования проведения землеустройства»
Об изменениях в Федеральный закон «О землеустройстве».
Проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования проведения землеустройства» (далее законопроект) направлен на существенную доработку Федерального закона «О землеустройстве» по итогам обобщения практики правоприменения и основан на разделении понятий землеустройства в отношении земли как природного ресурса и землеустройства в отношении земельных участков, частей земельных участков, территориальных зон и административных границ (территориальное землеустройство).
Первая группа изменений Федерального закона «О землеустройстве» связана с дополнением его новой главой, раскрывающей понятие территориального землеустройства, случаев, при которых необходимо проведение территориального землеустройства и видов работ, осуществляемых при проведении территориального землеустройства. При этом в законопроекте решены такие проблемные и неурегулированные до настоящего времени вопросы, как:
- упорядочение границ существующих земельных участков (учтенных в государственном земельном кадастре, но неоднозначно определенных на местности),
- установление административных границ и определение порядка пользования земельным участком, в случае если расположенный на нем объект недвижимости принадлежит на праве собственности нескольким лицам.
Законопроектом детально определена процедура согласования как проектной документации (проектов границ земельных участков, проектов административных границ), так и положения границ на местности. При этом рассмотрены различные варианты в зависимости от объектов, в отношении которых проводится территориальное землеустройство.
Вторая группа изменений связана с уточнением полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по принятию решений о проведении землеустройства, согласовании, утверждении землеустроительной документации.
Кроме того, законопроектом предусматривается исключение избыточных функций Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, связанных с проведением землеустройства (утверждение землеустроительной документации, проведение экспертизы землеустроительной документации). Предлагается исключить нормы об утверждении Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами карт (планов), материалов межевания объектов землеустройства, материалов геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель, тематических карт, атласов состояния и использования земель. Указанное утверждение в законопроекте заменено на проверку должностными лицами Федерального агентства кадастра объектов недвижимости землеустроительной документации при включении ее в состав документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Третья группа изменений направлена на защиту правообладателей земельных участков (собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов, собственников объектов недвижимости, обладателей сервитута) при образовании новых земельных участков и прекращении существования исходных земельных участков. Так, законопроектом предусмотрено сохранение права пользования частью земельного участка арендатором, в случае если указанная часть была сформирована и учтена в государственном земельном кадастре до проведения территориального землеустройства.
Об изменениях в иные законодательные акты Российской Федерации.
Учитывая, что в ходе подготовки законопроекта были приняты Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации и изменения Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», направленные, в том числе и на регулирование образования земельных участков (включая подготовку проектов границ земельных участков и проектов межевания территорий, установление требований к согласованию и утверждению проектов) и планирование использования земель, потребовалась корректировка утвержденной концепции законопроекта и внесение изменений в 13 законодательных актов Российской Федерации (Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон «О государственном земельном кадастре» и т.д.).
Так, в законопроекте потребовалось заменить предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации проекты межевания территорий на проекты границ земельных участков, унифицировать требования к их оформлению, а также уточнить понятие красных линий.
В законопроекте удалось установить соответствие между нормами, регулирующими порядок проведения землеустройства, и нормами, регулирующими проведение государственного кадастрового учета земельных участков (установлены требования к составу сведений об объектах учета, позволяющих определенно установить земельные участки, в качестве объектов сделок, в связи с этим детализированы основания для отказа в кадастровом учете).
Изменения, вносимые в Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Федеральный закон «Об ипотеке», Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», направлены на приведение норм указанных федеральных законов в соответствие с новой редакцией Федерального закона «О землеустройстве».
Внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях связано с необходимостью установления административной ответственности за противодействие проводимому землеустройству.
Изменения Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» направлены на определение полномочий общего собрания собственников помещений многоквартирного дома при согласовании проекта границ земельного участка, занятого таким многоквартирным домом, и уточняют процедуру образования земельного участка.