*Обращение ГИС-Ассоциации в Правительство РФ по вопросу «О повышении эффективности геодезической и картографической деятельности в РФ».
Публикуем полный текст письма, направленного 21 сентября с.г. в Правительство Российской Федерации
Межрегиональная общественная организация содействия развитию рынка геоинформационных технологий и услуг (ГИС-Ассоциация) является независимой общественной организацией, объединяющей в своих рядах руководителей и специалистов ведущих негосударственных предприятий, работающих на рынке геоинформатики России, а также представителей вузов, научно-исследовательских и академических институтов, ФГУП и органов муниципального управления.
ГИС-Ассоциация последовательно с момента своего создания в 1995 г. отстаивает рыночные принципы в сфере производства и использования пространственных данных в Российской Федерации.
ГИС-Ассоциация издает журналы («Информационный бюллетень ГИС-Ассоциации» с 1995 г. и «Пространственные данные» с 2005 г.), ежемесячную газету («ГИСинфо» с 2004 г.) и поддерживает работу одного из самых посещаемых профессиональных порталов по геоинформационной тематике в русскоязычном сегменте сети Интернет (www.gisa.ru).
В соответствии с планом проведения заседаний Правительства Российской Федерации 29 сентября 2005 г. должен быть рассмотрен вопрос «О повышении эффективности геодезической и картографической деятельности в Российской Федерации».
В связи с этим, считаю крайне важным обратить внимание на необходимость пересмотра в целом концепции обеспечения страны геодезическими и картографическими материалами (далее пространственными данными, поскольку на современном этапе развития геоинформатики принято оперировать результатами измерений в цифровом виде и представлять интегрирующие материалы в виде баз данных или цифровых описаний карт).
Согласно Федеральному закону «О геодезии и картографии» основная нагрузка по финансированию создания и обновления картографических материалов ложится на бюджетные источники при практически монопольном выполнении соответствующих работ ФГУПами Роскартографии. Вместе с тем, как это убедительно и многократно показано в оценках руководства Минтранса России и Роскартографии, из-за недостаточного финансирования и отсутствия необходимой координации работ отсутствует возможность своевременно актуализировать материалы и накапливать их в Федеральном картографо-геодезическом фонде, что приводит к его использованию не более чем на 5%.
При этом за счет совмещения в одном федеральном органе власти (Роскартографии) исполнительных, распорядительных, разрешительных и контрольных функций, практически отсутствуют условия для развития рынка пространственных данных, а значит их широкого использования. Важнейшие причины сложившейся ситуации в следующем:
незаинтересованность Роскартографии в развитии рынка геоинформатики;
существование ограничений режимного характера;
распространение авторских и имущественных прав на государственные топографические карты и планы;
монопольное положение ФГУПов Роскартографии в секторе производства государственных топографических карт и планов рынка геоинформатики России.
Одним из наиболее ярких подтверждений последнего обстоятельства является тот факт, что ФГУПы Роскартографии являются распорядителями территориальных картографо-геодезических фондов и через эту функцию имеют возможность контролировать поведение других участников рынка, поскольку использование материалов фондов при выполнении картографических работ является обязательным.
С точки зрения ГИС-Ассоциации, для полноценного обеспечения страны достоверными и актуальными пространственными данными прежде всего необходимо создать условия развития рыночных отношений в сфере геодезии и картографии, а значит благоприятный инвестиционный климат с тем, чтобы производство пространственных данных обеспечивали все источники финансирования, включая коммерческие.
Для этого необходимо:
1. Оставить за государством только распорядительные, разрешительные и надзорные функции и свести к минимуму исполнительные функции, основной объем которых передать в сферу рыночных отношений.
2. В сфере государственной тайны перейти от ограничения точности определения географических координат всех объектов к защите конкретных режимных и особо важных объектов с точки зрения экономики, обороны и безопасности Российской Федерации. При этом всем гражданам и юридическим лицам необходимо разрешить производство и использование пространственных данных за исключением случаев координатных описаний территорий особо важных объектов в сфере экономики, обороны и безопасности страны, которые определяются Правительством Российской Федерации и перечисляются в открыто опубликованных перечнях.
3. Следует разделить между различными федеральными органами исполнительной власти распорядительные и надзорные функции в сфере геодезии и картографии: распорядительные функции поручить соответствующему министерству, а надзорные соответствующей службе, без прямой соподчиненности министерства и службы.
4. Исполнительные функции государства следует, в основном, направить на обеспечение задачи мониторинга пространственных данных с подключением к ее решению структуры исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
5. Мониторинг предлагается осуществлять через систему уполномоченных государством организаций в цифровой форме в виде обязательной фиксации результатов измерений базовых пространственных объектов.
6. Из базовых пространственных данных (координатные описания базовых пространственных объектов) и пространственных метаданных сформировать Федеральный банк пространственных данных взамен существующего малоэффективного Федерального картографо-геодезического фонда.
7. Не распространять на данные Федерального банка пространственных данных действие авторского права и обеспечить широкий доступ к ним. При этом целесообразно придать базовым пространственным данным статус обязательного использования органами государственной власти и муниципального управления страны при принятии управленческих решений.
Очевидно, что в этих условиях субъекты рынка станут активно использовать и создавать не только базовые пространственные данные, но и дополнительные данные и метаданные с целью коммерческой реализации, что позволит получать прибыль.
По оценке ГИС-Ассоциации, реализация этих предложений при затратах около 1 млрд руб. принесет гарантированный годовой доход не менее 6,8 млрд руб. Предлагаемая реформа геодезической и картографической деятельности в Российской Федерации детально описана в проекте Концепции формирования Российской инфраструктуры пространственных данных, разработанном ГИС-Ассоциацией по заказу Минэкономразвития России в рамках реализации ФЦП «Электронная Россия (2002 2010 годы)». Перечень публикаций и издания ГИС-Ассоциации с материалами о создании Российской инфраструктуры пространственных данных прилагаются.
Прошу Правительство Российской Федерации:
1. Пригласить для участия в работе заседания Правительства Российской Федерации при рассмотрении вопроса «О повышении эффективности геодезической и картографической деятельности в Российской Федерации» президента ГИС-Ассоциации С.А. Миллера.
2. Обсудить основные положения реформы геодезической и картографической деятельности в Российской Федерации и принять решение о подготовке к утверждению Концепции формирования Российской инфраструктуры пространственных данных на заседании Правительства Российской Федерации не позднее первой половины 2006 г.
3. Принять решение о передаче Федерального картографо-геодезического фонда в юрисдикцию и управление государственного геодезического надзора, численность которого для выполнения этой задачи необходимо увеличить.
4. Принять решение о полной передаче контрольных функций в сфере геодезии и картографии от Роскартографии к Ространснадзору.
5. Принять решение о подготовке поправок в Федеральный закон «О государственной тайне», направленных на разработку четкого механизма засекречивания сведений в сфере производства и использования пространственных данных.
Ст. 7, содержащую перечень сведений, не подлежащих отнесению к государственной тайне и засекречиванию, дополнить следующими пунктами:
подлежащие передаче иностранным государствам в соответствии с международными договорами, подписанными Российской Федерацией и соглашениями, участником которых является Российская Федерация;
распространяемые на международном информационном рынке в виде коммерческих продуктов;
признанные законодательством Российской Федерации в качестве публичных.
Ст. 9, раскрывающую порядок отнесения сведений к государственной тайне дополнить в 4 и 5 абзацах фразой: «подлежат открытому опубликованию и пересматриваются по мере необходимости».
6. Принять решение о подготовке поправок в Федеральный закон «О геодезии и картографии», лишающих материалы государственных топографических и общегеографических карт и топографических планов статуса материалов, на которые распространяется авторское право.