«Известия»: У России меньше спутников для изучения Земли, чем у Алжира или Марокко
ГИС-Ассоциация пригласила все заинтересованные стороны обсудить болезненную для репутации России тему запусков и использования спутников ДЗЗ. (http://www.gisa.ru/24859.html ). Теме отставания России в создании орбитальной группировки для ДЗЗ посвящена и опубликованная в газете «Известия» критическая статья Сергея Лескова «НАМ СВЕРХУ НИЧЕГО НЕ ВИДНО. У России меньше спутников для изучения Земли, чем у Алжира или Марокко». Приводим текст статьи полностью.
Одним из главных аргументов для развития космонавтики является довод о том, что с орбиты можно проводить мониторинг Земли. Можно заниматься картографированием, отслеживать лесные пожары, выискивать в океане рыбные косяки и оценивать биопродуктивность океанов, предсказывать урожайность зерновых культур и т.п. И эта деятельность, в отличие от романтических полетов человека, экономически оправданна и необходима во многих хозяйственных областях. Россия в последнее время, оказавшись в роли единственного перевозчика для экипажей международной станции, упивается своей незаменимостью. Но мы почему-то совсем не обращаем внимания на то, в каком состоянии находится наша орбитальная группировка. Нельзя сказать, что она в плачевном состоянии. Этой группировки попросту нет.
У США сейчас на орбитах не менее 20 различных, не считая чисто военных, спутников, которые наблюдают за Землей. У Индии - 3 спутника, у ЕС - 2, у Франции - 2, у Израиля, Канады, Алжира, Китая, Бразилии, Марокко и Египта - по 1. Россия в полной невесомости. У нас на орбите нет ни единого спутника для дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), как, впрочем, не осталось и метеоспутников. Во времена СССР было 4-6 спутников для ДЗЗ. Наш последний "Метеор 3М" отработал ресурс, подает тихие, как агония, сигналы, которые можно использовать лишь для тестирования. А запущенный 26 августа "Монитор-Э", который сделан на ГКНПЦ имени Хруничева, вышел на орбиту, но уже на шестом витке перестал откликаться на сигналы земных операторов. После того как ракета "Рокот", сделанная на ГКНПЦ имени Хруничева, на этой неделе погубила доверенный ей европейский спутник "Криосат" для наблюдения за полярными районами, неудача с "Монитором-Э" становится особенно болезненной для престижа не только предприятия, но и всей российской космонавтики. А тут еще возникли сложности с производством и запуском в декабре 2005 года первого казахстанского спутника Kazsat, что также доверено ГКНПЦ имени Хруничева. О тревогах на сей счет Назарбаев недавно говорил Путину. А ведь запуск этого аппарата оговорен тем же документом, что и аренда Байконура.
Спутников нет, и наши специалисты вынуждены пользоваться информацией с американских спутников NOAA и Terra/Aqua, которые вернее назвать целыми орбитальными группировками. Информация необходима России, к примеру, для слежения за лесными пожарами: мы любим повторять, что на нашей территории находится 20% "легких" планеты, но эти "легкие" очень часто в огне. Пожары необходимо оперативно тушить, а леса без промедления восстанавливать - без информации из космоса не обойтись.
Это сложная задача, потому что цифровая информация с космических датчиков требует расшифровки и грамотной интерпретации. В последнем докладе президента РАН в перечне достижений российской науки в космической области, помимо марсианского прибора на американском аппарате, названа карта лесов России, составленная специалистами Института космических исследований и Рослесхоза. Кстати, стоимость спутников ДЗЗ составляет лишь 5-10% стоимости наземных систем обработки космических данных.
В 2006 году предстоит решить еще одну важную задачу - Госкомстатом объявлена сельскохозяйственная перепись России. Необходимо выяснить, сколько в России угодий, где и что на них высаживают, где и кого пасут. Последний раз, рассказывает заместитель директора Института космических исследований РАН Евгений Лупян, такая перепись была составлена вручную при царе, а сегодня мы даже не знаем, сколько земель у нас выходит из севооборота. В ИКИ и ГВЦ Минсельхоза подготовлена система обработки данных, которая находится в опытной эксплуатации. Космическая информация может дать прогноз урожайности на каждой территории. Эти сведения служат инсайдерской информацией, которая может быть использована для ценовой интервенции, для игры на бирже. Но данные для сельскохозяйственной переписи мы будем получать по-прежнему с американских спутников. Потому что своих спутников у России нет.
Собирается ли Россия восстанавливать орбитальную группировку? Прежнее руководство Роскосмоса жаловалось на недостаток средств. Но у Индии средств на космос не больше, однако 3 спутника ДЗЗ летают на фоне нашего полного безмолвия. Как рассказывает генеральный конструктор систем ДЗЗ Центра космических наблюдений Григорий Чернявский, по Федеральной космической программе в 2010 году группировка метео- и природоресурсных спутников должна состоять из 3 "Метеоров", 2 "Конопусов", 2 "Ресурсов" и спутника "Электра" на геостационарной орбите. Это даже больше, чем было в эпоху космического изобилия при СССР.
Но где же в планах "Монитор", сделанный на ГКНПЦ имени Хруничева? Надо признать, что у этого легкого спутника на базе универсальной платформы имеется ряд конструктивных преимуществ перед тяжелыми "Метеорами" и "Ресурсами". Крупнейшее предприятие ракетно-космической отрасли заявило, что разрабатывает целую группировку спутников "Монитор", которые смогут передавать снимки различного разрешения и назначения. В федеральной программе "Мониторов" нет, это инициатива предприятия. Со стартом, кстати, задержались на 2,5 года. Оправданна ли затея, которая требует освоения новой и незнакомой для предприятия ниши и немалых затрат? Мировой опыт говорит, что без государственной помощи спутники ДЗЗ на орбиту не поднимаются. "Хруничев", вопреки первоначальным намерениям, уже для первого экспериментального "Монитора" выжал из бюджета 1,7 млрд рублей. Жалко, что спутник попал в нештатную ситуацию. Жалко и денег, которые могут уйти впустую, что говорит о необходимости согласования стратегических планов предприятия с государственными программами.
- Нам удалось наладить связь "Монитора-Э" с наземными станциями, - заявила "Известиям" заместитель генерального директора ГКНПЦ имени Хруничева Инесса Глазкова. - 20 октября начнутся испытания аппарата. Мы начинали работать над "Монитором" тогда, когда государство забыло о спутниках для дистанционного зондирования. И нас надо было поддержать. Без помощи бюджета такие спутники не поднять. В конце октября станет ясно, есть ли шансы на корректировку Федеральной космической программы.
- "Монитор" был запущен без готовности наземной инфрастуктуры, - поясняет заместитель начальника управления средств выведения Роскосмоса Александр Чулков. - Это обязанность изготовителя спутника. Вот уже полтора месяца все контрольно-измерительные комплексы космической информации в России пытаются наладить работу с "Монитором". Это ситуация аврала, надо было думать раньше.
Хорош "Монитор" или плох, можно выяснить только в том случае, если заработает аппаратура, а наземные пункты не потеряют аппарат. Сидеть без спутников Россия доле не может. Даже Алжир и Египет не могут. Но пока Россия себя из космоса не видит.