Совещание в ЦСИ (Москва) по вопросу разработки федеральной целевой программы "Электронная Россия на 2002-2010 годы"
27 апреля в ЦСИ в Москве состоялась совещание по вопросу разработки федеральной целевой программы "Электронная Россия на 2002-2010 годы".
Основной целью программы является создание условий для построения в РФ эффективной сбалансированной экономики, ориентированной на внутреннее потребление и экспорт информационных технологий и услуг, базирующейся на принципах четкого разделения сфер ответственности и принципов деятельности экономики и государства, максимального использования интеллектуального и кадрового потенциала, гармоничного вхождения в мировую постиндустриальную экономику на основе кооперации и информационной открытости, а также условий для развития гражданского общества и демократических традиций в России, преодоления информационного неравенства и равноправного вхождения граждан России в глобальное информационное общество на основе соблюдения прав человека, в том числе права на свободный доступ к информации, права на защиту персональной информации и обязанности раскрытия информации со стороны государственных, общественных и коммерческих организаций.
Разработку проекта Программы Минэкономразвития поручено осуществить совместно с Минфином России, Минпромнауки России, Минсвязи России, Минобразованием России, ФАПСИ, Росавиакосмосом и РАСУ и во II квартале 2001 г. представить в Правительство Российской Федерации. Государственным заказчиком - координатором федеральной целевой программы "Электронная Россия на 2002-2010 годы" определено Минэкономразвития России. Минсвязи России, Минпромнауки России, Минобразование России, ФАПСИ, Росавиакосмос и РАСУ также определены государственными заказчиками указанной программы.
На совещание были приглашены представители всех вышеупомянутых ведомств, ИТ-бизнеса и прессы.
Открыл совещание А.В.Шаронов, заместитель министра экономического развития и торговли РФ, который изложил концепцию проекта и проинформировал собравшихся, что 20 мая полностью согласованный текст программы должен быть передан в Правительство РФ. Я.И.Кузьминов, ректор ГУ-ВШЭ охарактеризовал основные блоки программы и произнес в частности сакраментальную фразу о том, что в результате ее реализации должно отмереть понятие грифа документа "ДСП". Выступивший заместитель министра образования Б.А.Виноградов отметил, что блок программы по подготовке кадров должен корреспондироваться с другими образовательными программами. Кроме того он назвал цифру 1600 млн руб на доступ в интернет сельских школ. Выступавшие далее представители Минсвязи России, ФАПСИ, Росавиакосмоса, РАСУ в основном обосновывали свои блоки программы.
О.Н.Плаксин, помощник советника Президента РФ (Илларионова) отметил, что необходимо поменять последовательность некоторых этапов, в частности этап "Проведение исследования препятствий и угроз для граждан и хозяйствующих субъектов" должен предшествовать выполнению 1-го раздела "Совершенствование регулирования и правового обеспечения". М.В. Якушев, начальник юридического отдела компании "Глобал Один" остановился на вопросах совершенствования законодательной базы. Нуралиев Б.Г., директор фирмы "1С", поднял проблемы легитивного использования ПО во властных структурах и проблемы офшорного программирования. С.А.Миллер, президент ГИС-Ассоциации выступил с предложениями, изложенными ниже.
было принято решение до 10 мая передать в Минэкономразвития России все высказанные замечания и предложения. Паспорт и текст программы: http://www.economy.gov.ru/erus.html
Ниже приводятся замечания и предложения ГИС-Ассоциации по результатам обсуждения и анализа представленных совещании проектных документов. Предложения переданы в Минэкономразвития России 03.05.01 г.
Принципиальное замечание.
В представленном виде программа скорее всего должна называться "Электронная власть", а не "Электронная Россия". Это принципиальное замечание. Для экономического развития страны нужна не только "Электронная власть", но и единое доступное информационно - телекоммуникационное пространство (в терминах программы - электронное) всей страны. Наше замечание базируется на анализе структуры затрат по приложениям. Опыт подобных проектов многообразен во всех наших ведомствах (ГИС-ОГВ, ЕГСЭМ). Порок их один: ни власть, ни Гражданин достоверной информации получить не могут, так как достоверная и актуализированная информация фиксируется (должна фиксироваться) как можно ближе к месту своего рождения: т.е. в низовых структурах власти (местное самоуправление) и в хозяйствующих субъектах. Но даже эти уже накопленные данные не возможно использовать из-за отсутствия единого информационного пространства в России.
Поэтому, последовательное решение поставленной основной цели Программы, в первую очередь должно подразумевать создание единого информационного пространства РФ, которое базируется на единой телекоммуникационной структуре страны, создании единой инфраструктуры данных и подготовке кадров.
Первая и последняя задачи находят отражение в программе, вторая в вопросах создания стандартов, обеспечивающих информацией властные структуры. Программа логично предусматривая введение: открытого документооборота, гласности бюджетных показателей, открытого обсуждения нормативных и правовых документов, не содержит главного - задач и путей создания единой инфраструктуры данных в РФ. Наиболее эффективно построить ее в условиях рыночной экономики, как показывает мировой опыт, можно только через систему единых информационных ресурсов, стандартов обмена и систему метаданных. Единые информационные ресурсы - это прежде всего информация о: людях (реестр населения), хозяйствующих субъектах (реестр юридических лиц) и природных ресурсах (кадастр единых объектов недвижимости в понимании "Стратегии развития Российской Федерации до 2010 г."). Последний, кроме ресурсной функции, характеризует географическое пространство всех сфер жизнедеятельности граждан и хозяйствующих субъектов (в электронном виде - это цифровая карта). Через единые информационные ресурсы появляется возможность информационного взаимодействия практически любых БД, в которых находится наиболее актуализированная информация: правительственных, частных, общественных, личных.
В настоящее время относительный порядок можно ожидать лишь по позиции "реестр населения", над всем остальным необходимо еще напряженно работать, т.к. в этих сферах допускается наибольшее дублирование бюджетных (всех уровней власти) средств в значительной мере из-за отсутствия единого управляющего органа и преобладания ведомственных интересов. Между тем, именно единая география и экономика делает Россию целостной страной.
Таким образом, главная задача Правительственного уровня (Федеральной программы), на наш взгляд, это строительство единых информационных ресурсов - реестров населения, юридических лиц, кадастра единых объектов недвижимости: их реализация за бюджетные средства (государство и местное самоуправление), максимальная и бесплатная доступность для всех, выстроенная технология их актуализации. Поэтому в программе необходим специальный раздел "Создание единых информационных ресурсов Российской Федерации", с привлечением к его разработке МНС, Минюста, МПР, Росземкадастра, Роскартографии с объемом финансирования составляющим не менее трети от общего, включая предусмотренный п.3.12 (единый реестр населения - Минсвязи)
Замечания по представленному тексту проекта.
Необходим раздел "Используемые термины и определения" для избежания путаницы в понимании программы.
Раздел "Управление программой". Координационный совет не может быть управляющим органом. Ответственность за принятие решений должна быть закреплена за одним головным ведомством (по Программе - Минэкономразвития). Совет должен быть не Координационным, а Управляющим. Входящие в него ведомства должны получить статус государственных субзаказчиков. Не совсем понятен выбор ведомств. Почему ведомства - производители цифровой информации и реализаторы целого ряда уже существующих государственных программ в области информатизации, такие, как МПР, Роскартография, Росземкадастр, Минтруд, МНС, Минюст России и др. не попадают ни в программу, ни в Координационный Совет. Их представителей необходимо включить в Управляющий Совет. Поскольку механизмы финансирования долевые, там же должны быть представители субъектов РФ и местного самоуправления (по крайней мере в рабочих группах Управляющего Совета, т.е. там где затрагиваются их интересы).
В Экспертном совете должно быть исключено участие непосредственных исполнителей программы и предусмотрено предпочтительное участие признаваемых государством саморегулируемых организаций (см. ниже), а не просто отдельных, пусть и значимых представителей ИТ-бизнеса, ВУЗов, науки и др.
Дирекция должна быть исполнительным органом Управляющего (Координационного) совета и формироваться не из представителей заинтересованных ведомств организаций, как сам Совет, а из освобожденных работников при Минэконоразвития России для исключения монопольно - ведомственных конструкций. Функции Координационного и Экспертного совета перечисленные на стр.34. целесообразно передать Дирекции, т.к. они носят исполнительный характер.
Все принимаемые нормативные и правовые акты должны содержать статьи регламентирующие использование цифровых технологий (лучше - обязывающие их использовать)
В Программе необходимо вести речь не только и не столько о развитии ИТ-бизнеса, сколько о роли ИТ в развитии экономики в целом (второе - более значимо и логично для Минэкономразвития в качестве головного исполнителя)
При реализации идеи "Электронного Правительства" необходимо понимать, что любое ведомство будет сопротивляться этому процессу, т.к. это дополнительный контроль за его деятельностью. Здесь необходимо четче прописать механизм реализации этой идеи.
Предусмотренное содействие развитию саморегулируемых организаций (стр.11 - разработка и экспертиза проектов нормативных правовых документов, передача ряда функций по формированию и обеспечению выполнения стандартов в сфере ИТ) не оформлено организационно и требует строительства определенных обязательных механизмов "признания" государством саморегулируемых организаций (процедура признания) и создания условий равноправного с ведомствами участия в управляющих и экспертных органах по реализации государственных программ и рекламе лучших достижений отечественных ИТ в России и за рубежом.
Совершенно не понятно почему в программе появляются отдельные позиции касающиеся развития систем мониторинга объектов и ресурсов (стр.15, рациональное использование природных ресурсов, оперативный экологический мониторинг с использованием ДДЗ, контроль местоположения подвижных объектов и др.) Все перечисленное уже является задачами определенных ведомств (МПР, Минтранс) и гораздо более правильно разработать нормативную базу, обязывающую в рамках существующих и разрабатываемых федеральных программ максимально использовать цифровые технологии с публикацией результатов в интернете.
П.п.6.6. "Проведение исследования препятствий и угроз для граждан и хозяйствующих субъектов" (Минэкономразвития. 1кв.2002 г.-2005 г., 8 млн руб) - должен предшествовать выполнению 1-го раздела "Совершенствование регулирования и правового обеспечения" и проведен силами независимых организаций, а не ведомств, создавших эти препятствия.
Межрегиональное общественное объединение содействия развитию рынка геоинформационных технологий и услуг (ГИС-Ассоциация), представляющая интересы как ведущих поставщиков ПО, пространственных данных и услуг , так и потребителей геоинформационных решений (суммарный оборот этого сектора ИТ в РФ - пока около 25 млн $ с потенциалом 10-20 - кратного роста) готовы всемерно содействовать реализации программы по направлениям своей деятельности.