Люфтганза и аэропорт г.Самара впервые в мире внедрила систему захода на посадку с использованием GPS
Авиакомпания "Люфтганза" совместно с аэропортом г. Самара впервые в мире ввели в штатную эксплуатацию систему захода на посадку с использованием спутниковой навигационной системы (СНС) GPS, эксплуатирующуюся при выполнении регулярных рейсов и полностью соответствующую сегодняшним требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО), предъявляемым к системам этого типа.
Программа модернизации средств обеспечения посадки аэропорта г. Самары стала результатом российско-германского сотрудничества, начало которого было положено весной 1999 г., когда между Министерством транспорта Германии и Федеральной Службой Воздушного Транспорта (ФСВТ) России было подписано специальное "Соглашение о сотрудничестве". В результате многостороннего сотрудничества между немецкой и российской сторонами (представленными кроме "Люфтганза" и ФСВТ также DFS (Deutsche Flugsicherung), ГосНИИ "Аэронавигация") были оформлены соответствующие документы и разрешения, рассчитаны схемы применения системы, разработано соответствующее программное обеспечение для бортового оборудования, выполнена отработка системы на тренажерах, проведены летные испытания в условиях выполнения регулярных рейсов.
Сегодня "Люфтганза" является первой и пока единственной авиакомпанией в мире, имеющей официальное разрешение от ИКАО выполнять посадки самолетов семейств А320 и А330/А340 производства "Эрбас Индастри" и "Боинг 747-400" с использованием СНС как штатного навигационного средства. Это означает, что на самолетах этих типов "Люфтганза" имеет право на регулярной основе выполнять заходы на посадку с использованием СНС в тех аэропортах и на тех ВПП, для которых официально утверждены соответствующие схемы захода. До этого подобный допуск имели только отдельные экипажи и отдельные воздушные суда с определенными позывными.
Заходы на посадку с помощью спутниковой навигационной системы уже несколько лет проводились некоторыми авиакомпаниями в США а также "Люфтганзой", однако исключительно в рамках испытательных полетов. В ноябре 1998 г. ИКАО, внеся дополнения в нормы, регламентирующие производство полетов, PANS OPS (Procedure for Air Navigation Services), создала юридическую основу для выполнения заходов на посадку с использованием спутниковой системы навигации.
Принцип его заключается в том, что самолет для захода на посадку по приборам (т.е. без визуального контакта с ВПП) использует только сигналы спутниковой системы GPS, с помощью которых определяются координаты местоположения воздушного судна и, тем самым, обеспечивает возможность следования запрограммированной в системе автопилота траектории до высоты принятия решения, ниже которой либо необходимо продолжать заход но уже в "визуальном режиме", либо надо прекратить заход и уходить на второй круг. Заход с использованием СНС выполняется совершенно независимо от каких-либо наземных средств аэропорта.
Для выполнения захода с использованием СНС необходимо выполнение двух условий: во-первых, в справочнике (АIР - Air Information Publication) должна быть опубликована схема захода на посадку по спутниковой системе для данного аэропорта и для данной ВПП. Во-вторых, авиакомпания должна иметь официальный допуск от ИКАО (т.н. GPS - Certificate), выданный уполномоченным органом того государства, в котором она зарегистрирована.
Получив допуск от ИКАО, авиакомпания "Люфтганза" должна была выбрать стратегию освоения заходов на посадку с использованием СНС в регулярных рейсах. Прежде всего надо было выбрать аэропорт, где впервые в мире будет осуществляться на регулярной основе заход на посадку с использованием СНС. Этот аэропорт должен полностью отвечать соответствующим требованиям ИКАО. Сделанный выбор в пользу аэропорта в России, куда "Люфтганза" выполняет регулярные рейсы на самолетах типа А319/А320, объясняется следующими причинами:
Для накопления опыта выполнения заходов с использованием СНС по программе с прогрессивно нарастающей интенсивностью наиболее подходящим представляются аэропорты с относительно малой интенсивностью воздушного движения;
Во многих аэропортах СНГ кроме инструментальной системы посадки для воздушных судов западного производства предусматривается возможность использования сигналов приводных радиостанций, обеспечивающих успешный заход при отказе инструментальной системы посадки только в условиях сравнительно хорошей погоды. Возможность выполнения заходов на посадку с использованием СНС намного повышает и безопасность полетов, и точность следования расписанию рейсов по России.
Окончательный выбор был сделан в пользу аэропорта Самара, имеющего две взлетно-посадочные полосы (ВПП). "Люфтганза" вышла с соответствующими предложениями в ФСВТ в декабре 1998 г. Оказалось, что над этой тематикой, по новым положениям ИКАО, российская служба уже работала. Поэтому предложение "Люфтганза" было встречено с интересом.
При этом следует заметить, что внедрение захода с использованием СНС не сопровождается никакими материальными затратами с российской стороны, т.к. используются только сигналы международной системы GPS и бортовое оборудование самолетов "Люфтганза".
Внедрение СНС в аэропорту Самары - важный шаг на пути укрепления сотрудничества между "Люфтганза" и ФСВТ, который позволит увидеть в лице немецкой авиакомпании не конкурента российским перевозчикам, а партнера в освоении передовых технологий гражданской авиации.
"С самого начала совместной работы на нас произвел большое впечатление высокий профессионализм российских специалистов", - рассказывает Андре Шмидт, ведущий пилот по СНГ авиакомпании "Люфтганза", в прошлом выпускник Ленинградской академии ГА.
Сотрудничество по данной программе будет продолжаться в будущем и в других аэропортах России. На сегодняшний день в качестве первоочередных кандидатов рассматриваются аэропорты Перми, Нижнего Новгорода, Казани.
"Люфтганза" является абсолютным лидером среди иностранных авиакомпаний по количеству рейсов в страны Восточной Европы, в частности, авиакомпания выполняет полеты в 13 городов России и СНГ: Москву, Санкт-Петербург, Алматы, Ашгабат, Баку, Екатеринбург, Казань, Киев, Минск, Нижний Новгород, Пермь, Самару и Ташкент. Авиакомпания совершает 106 прямых рейса в неделю между городами стран СНГ и Германии. Парк авиакомпании, один из самых молодых в мире, насчитывает более 300 самолетов, средний возраст которых составляет 6,5 лет.