«Закрыв глаза, мы все равно остаемся, видимы для всех остальных».
Сложно представить решение задач территориального управления, без ис-пользования достоверных данных о местности и привязанных к этой местности ресурсах. Причем контроль эффективности решений территориального управления напрямую зависит от доступности геопространственной информации. Всяческие попытки установить ограниченный доступ к любой информации о территории и расположенных на ней ресурсах приводит не только к развитию коррупции, но и выдачи любого даже самого провального управленческого решения как «единственно верного».
Принимая во внимание, что геопространственные данные это не только, красиво выполненная карта или план местности, а скорее базы данных о ресурсах территории, не очевидны претензии Роскартографии и Минобороны на ограничение доступа к пространственным данным. Аргумент названных ведомств (На самом деле письмо имеет одного автора - Минобороны России. Прим. ГИС-Ассоциации) о регламентировании точности определения координат пространственных объектов так же весьма сомнителен т.к. не соответствует современному развитию технологии и, кроме того, выводит за рамки действующего законодательства десятки тысяч пользователей бытовых GPS и миллионы пользователей сети Internet. Изучение и аккумуляция информации о территории и пространственных объектах способствует экономическому процветанию страны.
В течение февраля были опубликованы три документа, которые не только дополняют друг друга, но и, определяют стратегию развития пространственных данных. Каждый документ значим и должен рассматриваться самостоятельно, однако попытка проанализировать все три документа вместе приводит к совершенно неутешительному выводу: «Ведомства, в прямой обязанности которых находится способствование динамичному развитию рынка пространственных данных, пытаются сдерживать это самое развитие».
Указом президента РФ № 90 от 11.02.06 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» (см. http://www.gisa.ru/27231.html ) определены главнейшие сведения составляющие «Государственную тайну», а также определены отраслевые ведомства, наделенные правами относить информацию к разряду таковых. Геопространственные данные и данные ДЗЗ определены в ведение Минобороны, Минтранса (читай Роскартография) и Роскосмоса. Несколько ранее Минобороны РФ выражает свои претензии на развитие ситуации своим обращением, суть которого сводиться к банальному «считает возможным снять ограничения на точность определения плановых координат географических объектов . при условии:» все останется как прежде. В части касающейся данных ДЗЗ субметрового диапазона Минобороны мотивируя свои действия поддержкой российского производителя, фактически устраняет конкурентов Роскосмоса. Поскольку российских данных ДЗЗ в открытую продажу пока не поступало, получается, что позиция Минобороны сотоварищи сильно напоминает «собаку, лежащую на сене». Через все пожелания Минобороны о регулировании красной строкой проходит «наставить таких административные рогаток, чтобы остались только свои Роскартография и Роскосмос они то дружно организуют рынок «закрытых» пространственных данных».
Буквально следом за Указом и письмом Минобороны появляется интервью г. Бородко газете «Гудок» под знаковым названием «Борец с «пиратами» от картографии» (см. http://www.gisa.ru/27462.html ). Утверждение о то, что Роскартография по-прежнему создает самые красивые в мире карты не вызывает сомнения, только они издаются устаревшими. С одной стороны «агентство обязано создать концепцию инфраструктуры пространственных данных. Все, что находится на земле, должно быть внесено в банки данных», а с другой стороны приводится статистика обеспеченности топографическими картами, в том числе и в электронном виде. Глядя на две последние колонки таблицы приведенной газетой Гудок (актуальност карт и количество карт в электронном виде), возникает только один вопрос «ЭТО ТОЧНО ТО ВЕДОМСТВО, КОТОРОЕ ДОЛЖНО ОБЕПЕЧИВАТЬ СТРАНУ ГЕОПРОСТРАНСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ?»
Общее впечатление от февральских документов следующее: подменяя отраслевые интересы государственными Минобороны вкупе с Роскартографией и Роскосмосом, предпринимают очередную попытку остановить развитие национальной системы пространственных данных.
Прочитав несколько раз опубликованные документы, возникли следующие вопросы:
- Куда делись цифровые планы, или вернее отраслевые (муниципальные) банки пространственных данных?
- Какой гриф устанавливается для муниципальных банков пространственной информации? Создавались эти данные с учетом требований для топографической съемки в масштабе 1:500. Координаты пространственных объектов определялись с сантиметровой точностью, но в местной системе координат.
- Нужны ли обобщенные данные с уровня муниципального образования на уровень субъекта?