Проекты МГУПС по использованию систем спутниковой навигации на железнодорожном транспорте
Газета Гудок опубликовала материал Юрия Верещагина "С точностью до миллиметра" о разработках Московского государственного университета путей сообщения проектов по установке систем спутниковой навигации.
Как рассказал «Гудку» доктор технических наук, профессор МГУПСа Станислав Матвеев, для подготовки специалистов по работе с системами спутниковой навигации в вузе еще в 1997 году скорректировали учебную программу, кафедра «Геодезия» была переименована в кафедру «Геодезия и геоинформатика».
Желающих специализироваться по новому научному направлению оказалось предостаточно. В итоге за короткое время здесь получили образование сотни специалистов спутниковых навигационных технологий, пять аспирантов защитили диссертации по этой тематике. Поэтому ко времени выхода постановления правительства РФ от 9 июня 2005 года «Об оснащении космических, транспортных средств, а также средств, предназначенных для выполнения геодезических и кадастровых работ, аппаратурой спутниковой навигации (ГЛОНАСС)» в МГУПСе уже имелось немало оригинальных разработок в этой области, часть которых внедрена на сети дорог.
В частности, во время производственной практики 2001 2002 годов студенты и аспиранты кафедры «Геодезия и геоинформатика» создали надежную реперную систему координат на участке Москва Петушки Московско-Курского отделения МЖД. Она облегчила работу изыскателей и геодезистов, позволила улучшить «разбивку» и «съемку» при текущем ремонте и реконструкции путевого хозяйства. Система свела к минимуму искажения углов и расстояний на всем протяжении этой железнодорожной линии, обновила ее картографический облик.
Раньше после прохода по железнодорожной линии диагностического комплекса отметки на его ленте зачастую не соответствовали их реальному положению на рельсовом пути. На самом деле обнаруженный изъян мог находиться в 20 25 метрах от точки, указанной на ленте. На поиски этой точки у путейцев уходило драгоценное время «окна». Новая реперная система позволяет ремонтникам моментально найти дефектное место. Кроме того, с помощью точных координат можно, не прибегая к услугам местных геодезических служб, вести обустройство территории на всем участке пути от столицы до Петушков в пределах ста метров по обе стороны от железнодорожного полотна.
В 2003 году, работая на опытном полигоне спутниковых технологий железнодорожного транспорта в Красноярске, ученые и студенты МГУПСа оцифровали три железнодорожные станции, расположенные поблизости от краевого центра (Бугач, Злобино и Енисей). Создав цифровую модель станционных путей, они позволили буквально всем службам этих пунктов получить доступ к ресурсу, повышающему надежность и четкость автоматизированных систем управления производственными процессами.
Возрастающие скорости на железных дорогах, уплотненный график движения поездов предъявляют повышенные требования к качеству пути, в частности к точности его геометрической формы и работе комплекса навигационных систем. На недавней международной выставке «Геофорум-2006» миитовцы, в частности университетский Молодежный научно-исследовательский и испытательный центр, продемонстрировали работы по навигационным технологиям на железнодорожном транспорте.
Например, ученые МГУПСа совместно с ВНИИАСом разработали новое направление мониторинга «геометрии пути и навигации железнодорожного транспорта» с помощью эталонных координатных моделей путей (ЭКМП). Иными словами, система позволяет в любой отрезок времени с точностью до миллиметра контролировать рабочие грани левого и правого рельсов. В случае износа поверхности рельса или отклонения от норм геометрии пути от проектного положения система тотчас информирует об этом диспетчерский центр.
По мнению профессора МГУПСа Станислава Матвеева, подобные навигационные модели непрерывного действия являются новым классом опорных геодезических сетей высокой точности, которые могут прийти на смену существующим на железнодорожном транспорте России и станут основой отраслевой геоинформационной системы (ГИС).
Эталонные координатные модели путей миитовских ученых можно использовать в качестве базового элемента навигационных комплексов автоматизированных систем не только для диагностики, мониторинга и выправки пути. Они должны также повысить точность существующих автоматизированных систем служб движения и локомотивного хозяйства КЛУБ, МАЛС, ГАЛС и САУТ.
Плюс эталонных координатных моделей в том, что они могут проводить калибровку и настройку измерительной аппаратуры навигационных систем железнодорожного транспорта. Стало быть, не надо заботиться о периодической проверке последней в Росстандарте.