Дмитриев Н.И. Задачи и проблемы формирования Российской инфраструктуры пространственных данных
Дмитриев Н.И.
СНИБ «Эльбрус» (Пермь)
Автоматизированная обработка данных существенно расширила наши возможности по управлению конкретными предприятиями и организациями, а использование цифровых карт в информационных системах создало предпосылки эффективного управления территориями и распределенными объектами.
Применение цифровых карт обеспечило возможность обработки пространственных данных, которые наряду с конкретными показателями указывают место нахождения данного объекта, процесса или явления во времени и пространстве. Использование этих данных положило начало развития геоинформационных систем различного уровня и назначения. Использование цифровых карт определяет следующие важнейшие преимущества геоинформационных систем:
наиболее точную привязку, систематизацию и отбор всей поступающей и хранимой информации (единое адресное пространство);
комплексность и наглядность информации для принятия решений;
возможность динамического моделирования процессов и явлений;
возможность оперативного анализа ситуаций в экстренных случаях (стихийные бедствия, катастрофы).
Основой цифровых карт являются топографические карты местности. Уровень обобщения пространственных данных определяется используемым в системе масштабом цифровой карты. Так на уровне решения задач и принятия решений по Российской Федерации используются цифровые карты масштаба от 10 млн. до 1 млн. с обобщением данных на уровне субъекта федерации. На уровне субъекта федерации используются цифровые карты масштаба 1:500 000; 1:200 000 с обобщением данных до конкретного объекта. Формирование инфраструктуры пространственных данных на уровне субъекта федерации должно производиться на основе ГИС-центров, задачей которых является их сбор, хранение и обработка.
Рассмотрим более подробно инфраструктуру ГИС-центров на основе полученного опыта на примере Пермского края.
В зависимости от функционального назначения ГИС-центры можно разделить на два типа.
ГИС-центры предназначены для создания единой цифровой топоосновы конкретного уровня управления. В состав топоосновы включаются основные предусмотренные ГОСТом топографические слои: геодезическая основа, населенные пункты, надписи, дорожная сеть, растительный покров, основная инфраструктура, гидрография, рельеф местности.
Начало этих работ было положено подписанием Соглашения между Администрацией Пермской области и Федеральной службой геодезии и картографии №178 от 27 января 1998г. В развитии соглашения Постановлением губернатора №54 от 25 февраля 2000г. был создан координационный совет «О развитии ГИС в Пермской области». Разработаны и утверждены ряд нормативных документов, включая:
положение по ведению цифровых карт единой топоосновы Пермской области масштаба 1:200 000;
временное положение о порядке использования цифровых карт масштаба 1:1 000 000;
инструкция о порядке хранения и распространения карт;
формы договоров на поставку карт;
заявки департаментов и управлений Администрации.
Цифровые карты масштабов 1:1000 000; 1:200 000 поставлены Госгисцентром по решению Роскартографии.
Решением Координационного совета на базе Государственного унитарного предприятия «Специальное научно-исследовательское бюро «Эльбрус» был создан ГИС-центр Пермской области.
Разработано Положение ГИС-центра Пермской области, в котором определены его основные функции:
1. Обеспечение пользователей ГИС-департаментов, комитетов, управлений, отделов администрации области, территориальных органов, федеральных органов, исполнительной власти в Пермской области, а также предприятий и организаций области ЦТК (цифровые топографические карты) и классификаторами картографической информации.
2. Сбор сведений об изменении состава и местоположения географических объектов, изменениях семантики объектов в объеме требований к содержанию топографических карт и внесение изменений по населенным пунктам на основании Законов Законодательного собрания, дорожной сети по данным Дорожного управления администрации области, остальным слоям по космическим снимкам.
3. Сопровождение правил цифрового описания и классификаторов картографической информации.
4. Ведение реестра пользователей ЦТК.
5. Установка пользователям обновленных версий ЦТК.
6. Хранение эталонной базы ЦТК на магнитных носителях.
Дополнительно ГИС-центр выполняет:
разработку программных средств конвертации и конвертацию файлов ЦТК с целью их перевода из одних ГИС-оболочек в другие с использованием различных обменных форматов;
анализ используемых в различных организациях ГИС-оболочек, разработку рекомендаций по их применению в ГИС органов государственной власти (ОГВ);
разработку тематических слоев с нанесением их на цифровые карты по заявкам пользователей;
разработку нормативно-правовых документов, методических материалов и инструкций по работе с ЦТК;
создание информационно-поисковой системы для тематических слоев цифровых карт пользователей ГИС;
обучение пользователей работе с ЦТК, использованию программных ГИС-оболочек.
На основании полученного опыта, считаем необходимым создание ГИС-центра с перечисленными выше функциями по всем муниципальным образованиям Пермского края.
Муниципальные ГИС-центры должны создать ЦТК по своей территории масштабом 1:25000, 1:10000, 1:5000, 1:2000 и 1:500, вносить соответствующие изменения и обеспечивать пользователей по их заявкам.
Всего должно быть создано в крае 48 муниципальных ГИС-центров.
Создание этих центров особенно важно в свете выполнения решения Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Законов Пермского края «Об утверждении границ и наделении статусом муниципальных образований».
На цифровые карты муниципальных образований в соответствии с Законами должны быть нанесены границы городских округов, городских и сельских поселений. Отсутствие этих границ создает неразбериху, и трудности у недропользователей по определению на чьих территориях проводятся работы по добычи нефти, газа, разработка карьеров, лесных делянок и т.д. Это важно потому, что в соответствии с перечисленными выше Законами на территориях появляется новый хозяин, который вправе требовать и получать соответствующую пошлину за использование недр на его территории. В настоящее время из-за отсутствия этих карт недропользователи сами, кто как может, наносят границы поселений и определяют сумму уплаты налогов. Особенно большие трудности возникают у нефтяников, поскольку они проводят работы на большей части территории Пермского края. Поэтому создание муниципальных ГИС-центров и нанесение границ городских и сельских поселений является неотложным делом.
В этом направлении нами проводится работа по разработки Концепций ГИС различного назначения:
разработана концепция геоинформационной системы для органов государственной власти на 1998-2001 гг.;
разработаны концепции муниципальных географических информационных систем города Перми МГИС-Пермь, города Березники МГИС-Березники, города Кунгура МГИС-Кунгур.
На ГИС-центр Пермского края считаем целесообразным, возложить научно-методическое руководство и оказание необходимой технической помощи муниципальным ГИС-центрам. Считаем, целесообразным организовать предприятия с юридическим статусом с функциями госнадзора по Пермскому краю. По выполнению предложенных функций должно быть обеспечено минимальное финансирование. Дополнительное финансирование по договорам.
ГИС-центры муниципальных образований каждый на своем уровне должен вести «дежурство» на картах и планах, т.е. вносить соответствующие изменения по мере их поступления.
При разработке Концепции геоинформационной системы органов государственной власти, Концепции муниципальных образований, Положении ГИС-центра Пермской области и ГИС-центров муниципальных образований сложилось однозначное впечатление: для устойчивого развития территории недостаточно иметь центры по разработке и сопровождению цифровых топографических карт и планов, должны работать функциональные, ведомственные ГИС-центры.
Эти центры предназначены для решения конкретных функциональных задач. Функциональные ГИС-центры создаются в службах по направлению их деятельностью и предназначены для создания и ведения пользовательских слоев на единой топооснове, так, для ведения Государственного земельного кадастра должен быть свой ГИС-центр, который обеспечивает ведение планов и на которых в графической и текстовой формах воспроизводятся сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре. В зависимости от состава сведений и целей их использования кадастровые карты (планы) могут быть дежурными, на которых отражаются:
план земельного участка в графической и текстовой формах;
в графической и текстовой формах сведения о местоположении земельных участков и территориальных зон;
в графической и текстовой формах обобщенные сведения о земельном фонде, об экономических, о социальных, о природных и об иных связанных с землей процессах.
Карты ГИС-центра градостроительного кадастра.
На уровне Пермского края это инструмент отражения и планирования пространственного развития территории. На их основе решаются задачи:
определение мест комфортных для проживания населения;
развития производительных сил края;
развитие дорожной сети;
формирование генерального плана развития территории.
Пользовательские карты ГИС-центров функционального назначения на уровне Пермского края предназначены для:
анализа социально-экономического состояния края, поддержки и управления процессами приватизации, прогноз социально-экономического развития края;
мониторинга состояния экологии ресурсов и природопользования, создания и ведения баз экологического состояния, анализ влияния среды обитания на здоровье населения;
анализа состояния транспорта и связи, создание навигационных систем управления транспортом, расчеты зон уверенного пути и т.д.;
анализа состояния жилищного фонда инженерных сетей, формирование программ развития;
анализа состояния здоровья населения по территории края, разработка программ по развитию здравоохранения;
анализа криминогенной обстановки в крае и отдельных территориальных образованиях, информационная поддержка правоохранительных органов, создание привязанных по территориям баз данных;
анализ общественного мнения, оценка текущей политической ситуации, прогноз социально-политической напряженности.
На уровне муниципальных образований так же должны быть созданы функциональные ГИС-центры для:
ведения земельного кадастра на территории муниципального образования, включая территории населенных пунктов; зоны федерального и регионального использования, границы земель сельхозназначения, лесного фонда и т.д.;
ведения градостроительного кадастра муниципального образования, включая дежурные карты муниципального образования, планы дорожной сети, стоянок автотранспорта гаражей, остановок, зоны инженерной инфраструктуры и т.д.
Пользовательские карты на уровне муниципальных образований, на которых размещены слои функционального различного назначения.
застройка (кварталы, здания и сооружения);
схема улиц;
надписи: названия улиц, номера домов, названия отдельных объектов (адресный реестр);
растительный покров;
водоемы;
зоны обслуживания населения учреждениями, предприятиями и организациями (администрации, подразделения федеральных органов, банки, страховые компании, жилищно-коммунальные хозяйства (ЖКО, ЖКК и др.), здравоохранение, связь, социальная защита);
тематические слои экологической карты муниципального образования;
схемы маршрутов городского транспорта, специального транспорта;
тематические слои геологической карты, карты месторождений и проявлений полезных ископаемых на территории муниципального образования;
тематические слои карты санитарно-эпидемиологического состояния;
тематические слои карты опасных природных явлений и чрезвычайных ситуаций;
навигационные карты предназначены для использования при решении задач управления транспортом (наблюдения за движением транспорта), и в навигационных приборах для позиционирования на местности.
Пользовательские слои совместно с базами данных предназначены для отображения оперативной обстановки различных тематических направлений или различные варианты этой тематики или динамики развития обстановки во времени. Пространственные данные могут отображать на цифровые карты различные тематические слои, в частности пространственные данные о населении субъекта федерации, муниципалитета, сельских и городских поселений.
БД населения распределение трудовых ресурсов, пенсионеров, безработных, интеграционные потоки и т.д.; БД предприятия и организации сведения о предприятиях, их финансовое состояние и т.д.; БД природные ресурсы и экология земельные и лесные ресурсы, минерально-сырьевые ресурсы, состояние окружающей среды, данные о загрязнении воздуха и т.д.; БД фонды и инфраструктура территории землеотводы, жилые и нежилые помещения, инженерные сети; БД правовая информация системы юридической информации, законодательные акты, указы президента, постановления правительства РФ, распоряжения губернатора, акты Законодательного собрания.
В соответствии с перечисленными выше задачами сформированы ГИС-центры следующих направлений и разработаны положения:
1. Положение о ГИС-центре на базе Пермского Государственного Университета. Главное назначение данного центра подготовка специалистов по разработке и эксплуатации геоинформационных систем различного назначения. Положение согласовано с руководством Университета и утверждено Администрацией края.
2. Положение о ГИС-центре «Здравоохранение». Функциональное назначение данного центра формирование баз данных по уровню заболеваний и отображение показателей заболеваемости населения по 68 показателям в разрезе территории области.
3. Положение о ГИС-центре «Экология» на базе автономной некоммерческой организации «Научно-производственный центр экологической безопасности». Задача отображение состояния экологической безопасности в разрезе территориальных образований.
4. Положение о ГИС-центре на базе Горного института Уральского отделения РАН по мониторингу опасных природных и техногенных процессов.
По отдельным направлениям должно быть продолжено формирование ГИС-центров.
Рассмотренные вопросы позволяют сделать вывод, что инфраструктура пространственных данных представляет собой:
сеть ГИС-центров созданных (предназначенных) для сбора, хранения и обработки пространственных данных;
перечень функциональных задач решаемые для получения сведений, для принятия решений по управлению на каждом из уровней управления;
создание пространственных баз данных привязанных через координаты цифровой карты к конкретным объектам;
программные средства, используемые для обработки данных и работ с картографическими данными;
технология обработки данных и соответствующие нормативные документы, определяющие порядок использования цифровых карт и использования полученных материалов.
Развитие ГИС-центров по обработке пространственных данных создает условия для формирования ситуационных комнат, назначение которых подготовка необходимых пользовательских слоев, с учетом изменений рассмотренных различных ситуаций во времени и пространстве, обеспечивающих современное и правильное принятие решений, как на уровне Пермского края, так и отдельного муниципального образования.
Выполнение перечисленных условий позволит сформировать соответствующую структуру для обработки и использования пространственных данных в интересах управления на каждом из уровней управления.
Используемая литература
1. Жалковский Е.А. «Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территории в Российской Федерации». Материалы международной конференции «ГИС для устойчивого развития окружающей среды». Новосибирск, Россия, 1997 г.
2. Соглашение между администрацией Пермской области и Федеральной службой геодезии и картографии России о создании ГИС ОГВ Пермской области № 178 от 27.01.1998 г.
3. Концепция географической информационной системы для органов государственной власти Пермской области на 1998-2001 гг. Утверждена Постановление губернатора области № 93 от 22.03.1999 г.
4. Концепция муниципальной географической информационной системы г. Березники 2005 г. Утверждена Главой муниципального образования г. Березники.
5. Концепция муниципальной географической информационной системы г. Перми 2001 г.
6. Положение о ГИС-центре области на базе предприятия ГУП СНИБ «Эльбрус», 1999 г.
7. Положение о ГИС-центре на базе предприятия Пермархбюро, 2000 г.
8. Положение о ГИС-центре «Здравоохранение» на базе предприятия НИКИ ДЭП, 2000 г.
Источник: Материалы XIII Всероссийского форума «Рынок геоинформатики в России. Современное состояние и перспективы развития» и выставка «Геоинформатика 2006» Цитирумость документа: 1