Госкартография Украины и потребители определили «правильные» карты
Изготовлением и распространением карт занимаются сегодня как государственные организации, так и многие частные фирмы. Нередко создаются карты на искаженной географической основе, которую неизвестно где и как приобрели, либо для создания новых карт используются изданные государственными организациями географические основы карт прошлых лет, которые значительно устарели.
Вашему вниманию предлагается статья «Ваша карта бита!» Натальи Дремовой, опубликованная на сайте kiev.kp.ru, в которой обсуждаются рекомендации по поиску и покупки добротной географической карты в плане точности отображения взаиморасположения местоположения объектов, маршрутов, троп и т.п.
Не так давно спасательный отряд из Бахчисарая вызволил подростков, заблудившихся в Большом каньоне. А потерялись они потому, что решили попутешествовать самостоятельно. Подвела карта, на которой был обозначен несуществующий маршрут.
Сезонная продукция
Сегодня карты и атласы Крыма в любых магазинах или на лотках в изобилии. Хоть для туриста, хоть для автомобилиста, разного масштаба и тематики. Цены от 5 7 до 20 30 гривен. Выпуск карт дело доходное, и в сезон они стремительно «улетают». При этом далеко не все можно назвать точными. Покупая карту или атлас, человек должен обязательно посмотреть на выходные данные: кто ее изготовил, объяснила «Комсомолке» Галина Минаева, директор Крымского управления геодезии, картографии и геоинформационных систем. Гарантия качества карты именно подробные выходные данные с копирайтом, номером лицензии, иногда со ссылкой на Государственное НП «Картография» и материалы нашего управления.
Лицензию выдает Государственная служба геодезии, картографии и кадастра. После ее получения издатели обязаны взять так называемую топографическую основу в Картографическом фонде Украины и, конечно, за нее заплатить. На документе ставятся печать и дата последнего обновления: например, 1983-й, 2002 год и так далее. А дальше карту просто насыщают по тематике: отмечают памятники, заповедные места, кемпинги, рестораны.
И много желающих выпускать карты?
Лицензий по Крыму выдали около сотни. Однако не каждый издатель приходит за топографической основой. Вместо нее сканируют и дорисовывают старые карты или скачивают их из Интернета.
Производителям важнее поскорее продать и заработать, а не дать людям качественную продукцию. К сожалению, у нас пока нет никакой возможности проверить, кто и что выпустил. Ведь если карта «левая», то она не попадает в картфонд, где хранится все, что когда-либо выпускалось, и ее не рецензируют в нашем управлении. Люди должны знать: когда с ними, не дай Бог, произошло ЧП из-за небрежности издателя, они имеют полное право требовать через суд наказания. Издание карт не кружок народного творчества, когда каждый рисует что захочет! Ошибка может привести к трагедии. - Допустим, в ответ издатель скажет: я не виноват, я в Интернете такое нашел или еще где-нибудь? Тогда им могут заинтересоваться Служба безопасности или контрразведка. Дело в том, что не всякую карту гражданин имеет право хранить дома. При этом неважно, где он ее достал.
Спуститесь на землю!
Больше всего от погрешностей и неточностей на картах страдают туристы, приезжающие в Крым на автомобилях. Для них неверно нарисованные повороты, ошибки в расстояниях до населенных пунктов, «гуляющие» с места на место села, неправильно расставленные топографические знаки означают напрасные километры пути, испорченное настроение и опоздания.
Нередко на свежеизданных картах не найдешь выросших за последние годы окраин и поселков. Например, на одной из таких корреспондент «КП» не смог найти у Симферополя село Белое, селения Тохта-Джами в Симферопольском районе и Сары-Су в Белогорском. Зато там есть давно запаханные грунтовые дороги, закрытые для проезда из-за плохого состояния, и населенные пункты, еще лет 15-20 назад исчезнувшие: Дорошенко и Рожкова Ленинского района, Кулички Нижнегорского. Короче говоря, неопытным туристам, решившим попутешествовать по крымской земле с картами в руках, лучше заранее убедиться в том, что карта издана законно. Иначе они рискуют в лучшем случае просто не найти пещер и ущелий, где хотят побывать, а в худшем до темноты блуждать в горах. Ведь «левая» карта, как поясняют специалисты, «не опущена на землю», то есть не привязана к координатам, и определить свое месторасположение будет трудно.
СОВЕТЫ «КП»
Как купить правильную карту
1. Обратите внимание на даты, проставленные в выходных данных: на легальном издании их будет две год издания и год, к которому относится картографическая основа, использованная для выпуска карты. 2. Обязательно должен присутствовать копирайт, или ссылка на Государственную службу картографии, или номер лицензии на выпуск карты.
3. Около половины украинского рынка картографической продукцией насыщают государственные предприятия ГНПП «Картография», Киевская военно-картографическая фабрика, предприятия «Аэрогеодезия» и «Востокгеоинформ». Самые крупные фирмы, специализирующиеся на выпуске карт и подобной продукции: «Мапа», «Институт передовых технологий», «Географика». Эти карты «на зуб» можно не пробовать, они точные.
4. Если вам предложат очень подробную карту с обилием разных элементов, очень вероятно, что она пиратская. С картографической основы «снимают» большинство обозначений, чтобы издатель «насытил» ее сам по выбранной тематике. Понятно, что у легального предпринимателя не может быть данных о напряжении на конкретной ЛЭП и толщине покрытия трассы.
5. Реклама в туристических атласах и картах помогает сделать издание более прибыльным, но ее обилие при небольшой карте скромного масштаба с минимумом обозначений и невысоким качеством печати должно насторожить. Скорее всего, эта продукция делалась исключительно для того, чтобы собрать деньги с рекламодателей, основа украдена или перерисована со старых карт. Следовательно, ошибок и неточностей в ней очень много.
КСТАТИ
Карты крупного масштаба, начиная с так называемых «штабных пятисотметровок», где в 1 см карты указано полкилометра реальной территории, считаются секретными, даже если с них удалены обозначения военных объектов. Еще недавно такими же считались «километровки» (1 см 1 км), но сейчас их использование допустимо при условии, что они приобретены легально и с них удалено большинство секретных обозначений.