27 сентября. Пленарное заседание. Представление и обсуждение законопроектов «Об административных регламентах в исполнительных органах государственной власти в Российской Федерации» и «О стандартах государственных услуг»
Координатор Миллер Сергей Адольфович (ГИС-Ассоциация)
14.00 Южаков Владимир Николаевич, координатор проекта по административной реформе Фонда «Центр стратегических разработок»
Представление законопроектов «Об административных регламентах» и «О стандартах государственных услуг»
14.30 Обсуждение
Материалы к обсуждению:
ПРИНЦИПЫ ЗАКОНОПРОЕКТА
Главная идея законопроекта «Об административных процедурах» заключается, с одной стороны, в существенном расширении прав граждан на получение качественных государственных услуг, а с другой стороны, в формализации государственных функций и повышении ответственности чиновников.
Законопроект предполагает исключение необоснованного привлечения граждан в процессе подготовки органами власти документов. Фактически, законопроект реализует идеи, заложенные принципе «одного окна». Однако, в тексте законопроекта образный термин «одно окно» не применяется.
Различные редакции законопроекта «Об административных процедурах (регламентах)», которые разрабатывались начиная с 2000 года, предполагали основополагающие принципы, близкие по смыслу принципу «одного окна»:
«принцип расследования» (бремя доказывания) неправомерно возлагать бремя доказывания на плечи гражданина в его взаимоотношениях с органами государственной власти, обязывая его предоставлять различные документы;
«принцип переадресации в компетентный орган» если гражданин обращается с заявлением в какое-либо ведомство и вопрос, затронутый в заявлении, находится вне рамок компетенции этого ведомства, то чиновники не вправе отклонить заявление, но обязаны самостоятельно осуществить переадресовку;
«принцип координации процедур» если гражданин обращается в орган власти за получением специального разрешения на тот или иной вид деятельности, то он вправе подать соответствующий запрос всего лишь в одно государственное учреждение;
»принцип общения по почте» неправомерно принуждать граждан лично являться в государственное ведомство, чтобы получить там тот или иной формуляр, подать заявление или представить иные документы. Гражданин вправе сделать это по почте;
«принцип соразмерности» общая свобода действий гражданина может быть ограничена лишь настолько, насколько это необходимо для достижения преследуемой цели в интересах общества;
«запрет сверхформализма» непозволительно устанавливать гражданам препоны, если это происходит только ради соблюдения формы. Если гражданин не соблюдает форму (при подаче какого-либо заявления, к примеру), это не должно служить поводом для отказа;
«принцип прямого применения Конституции» в случае если положения какой-либо инструкции противоречат конституционным правам, Конституция должна применяться напрямую.
ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ
Проект федерального закона «Об административных процедурах (регламентах)» востребован с трех основных точек зрения.
1. Со стороны граждан и предпринимательства, с целью:
реализации прав граждан на получение качественных и предсказуемых государственных услуг (за счет стандартизации государственных услуг);
упрощение, с точки зрения граждан, процедур общения с органами власти;
повышения «прозрачности» деятельности власти;
исключения необоснованных «административных барьеров»;
повышения ответственности чиновников перед гражданами, борьбы с коррупцией (в том числе, за счет развития системы административных судов).
Данную точку зрения отстаивают различные общественные организации, а также представители предпринимательства, такие как: Фонд «Конституция», Институт «Общественный договор», Всероссийская ассоциация частных и приватизированных предприятий, Общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» и пр.
2. Со стороны руководства страны, с целью:
повышения управляемости органов власти (за счет: формализации деятельности, совершенствования системной интеграции государственных структур);
повышения эффективности органов власти (за счет: исключения избыточных функций, установления определенных показателей результативности, автоматизации государственных функций, внедрения электронных административных регламентов).
Данную точку зрения отстаивают: Минэкономразвития, Торгово-промышленная палата РФ, Фонд «Центр стратегических разработок» и др.
3. Со стороны международного сообщества, с целью:
оказания помощи России по интеграции в общее экономическое пространство;
развития государственных институтов, обеспечивающих гарантии и надежность вложения иностранных капиталов в Россию.
Данную точку зрения отстаивают: Всемирный банк, Проект «Административная реформа» ТАЛЕС и др.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
Закон «Об административных процедурах» действует во многих странах: в Австрии (1928), Польше (1930, 1960), Чехословакии (1930, 1955), США (1946), Германии (1953, 1976), Франции, Венгрии (1956), Югославии (1956), Швейцарии (1968), Японии (1993) и др. Из стран СНГ закон приняли Казахстан (2000) и Кыргызстан (2004).
О СРОКАХ
Законопроект «Об административных процедурах», трижды рассматривался в Госдуме Российской Федерации, к сожалению, пока безрезультатно:
законопроект № 64090-3 «Об административных процедурах» внес депутат В.В.Похмелкин 28.02.2001 (законопроект отклонен 20.01.2004)
законопроект № 284733-3 «Об основах административных процедур» внесли депутаты Л.К.Слиска, А.И.Романчук 16.01.2003 (законопроект отклонен 23.01.2003)
законопроект № 28350-4 «Об административных процедурах» внес депутат В.В.Похмелкин 16.03.2004 (законопроект отклонен 25.03.2004)
В настоящее время законопроект «Об административных регламентах в исполнительных органах государственной власти в Российской Федерации» готовит Минэкономразвития, при участии: фонда «Центр стратегических разработок», Государственного университета «Высшая школа экономики», при поддержке экспертов: Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», Всероссийской ассоциации частных и приватизированных предприятий, ИНО «Общественный договор», Института независимой экспертизы и права, Фонда развития парламентаризма, Всемирного банка, Проекта «Административная реформа» ТАЛЕС, Фонда «Конституция» и др.
Концепция проекта федерального закона «Об административных регламентах в исполнительных органах государственной власти в Российской Федерации» от 11.06.2004 , разработанная фондом «Центр стратегических разработок» http://www.csr.ru/normotvor/original_42.stm
Законопроект «О регулировании отношений между лицами частного права (гражданами) и органами исполнительной власти, местного самоуправления и иными государственными органами» апрель 2002г., разработанный Фондом «Конституция» http://www.konstituzia.ru/proektzakona1.htm
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Методические рекомендации по разработке административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, подготовленные Минэкономразвития России от 15.02.2006 http://ar.economy.gov.ru/methodics,pub_id=28536
Постановление Госстандарта России от 29.12.2004 N 138-ст
ГОСТ Р 52294-2004 «Информационная технология. Управление организацией. Электронный регламент административной и служебной деятельности. Основные положения» http://www.gosstroy.ru:8080/snip?d&nd=1200038324
июль 2005, «Законодательство и экономика» № 7 // А.В. Минашкин. «Административные процедуры организации и деятельности Правительства Российской Федерации»
(источник: ИПС «ГАРАНТ»)
Н.В. Анисимцев. Формы, методы, процедуры правового обеспечения
государственно-административного управления Японии, изд. 2005 г. http://www.japan-assoc.ru/publics/science/texts/t_2005_1/anisimcev.html
03.11.2003 «Электронное правительство: обеспечение открытости работы органов государственной власти и взаимодействие с гражданским обществом», А.Е. Шадрин, ГУ «Высшая школа экономики» http://conf.infosoc.ru/2003/03-rGOVf16.html
февраль-март 2003, Альманах «Terra Incognita.spb.ru» // А.Ливеровский. «Поедем и на красный, когда такой закон примут» http://terraincognita.spb.ru/n12/17.htm
23.09.2002 О Проектах федеральных законов «О противодействии коррупции» и «Об административных процедурах» http://duma.hro.org/44/07.htm
апрель 2002, «Журнал российского права» № 4 // Ю.А. Тихомиров, Э.В. Талапина «Административные процедуры и право»
(источник: ИПС «ГАРАНТ»)
25.01.2002 В.Дымарский. «Нормы бюрократии на душу населения» http://www.rg.ru/Anons/arc_2002/0125/2.shtm