Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Конференции/Наши конференции/Ульяновск-2006/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  



Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Кучембаев А.Н. Правовой аспект создания организаций, оказывающих услуги в сфере недвижимости по принципу «одно окно»

Кучембаев А.Н.
ООО «Единый центр «Одно окно» (Ульяновск)

Развитие рыночных отношений, основанных на праве собственности, проводимые социально-экономические реформы, а также становление демократических институтов власти повлекли за собой необходимость создания новой системы правового регулирования в сфере недвижимости.
Единая система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним это первый шаг направленный на минимизацию усилий и затрат участников гражданского оборота в процессе осуществления государственной регистрации.

Следующий шаг представляет собой процесс координации деятельности организаций, задействованных в системе государственной регистрации права на объекты недвижимости и сделок с ними. К таким органам (организациям) относятся территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные предприятия, учреждения, организации.
Одним из способов совершенствование взаимодействия между указанными структурами является реализация принципа «одного окна».

При этом, если значение принципа «одного окна» однозначно признается всеми как прогрессивный этап в развитии системы государственной регистрации прав на объекты недвижимости, реализуется он в различных муниципальных образованиях, субъектах Российской Федерации по-разному.

Так, например, как можно увидеть из докладов коллег в городе Шахты принцип «одного окна» реализуется в форме «зеленого коридора», когда в одной комнате принимают специалисты разных служб. В городе Димитровграде, как мы знаем, по-другому, создана специализированная коммерческая организация, которая берет на себя функции посредника для представления интересов гражданина в органах власти.

Чтобы правильно раскрыть сущность понятия работы по принципу «одного окна» в сфере недвижимости необходимо обратиться к истории его возникновения. Самое раннее определение в федеральных нормативно-правовых актах дается в Федеральной программе поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 273 от 09.04.2001.

В этой программе оформление прав и сделок с объектами недвижимого имущества по принципу «в одно окно» описано как единовременное предоставление документов на государственный учет, техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества и на государственную регистрацию прав на них и сделок с ними.

Из этого определения видно, что изначально предполагалось создать такие условия для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, заинтересованных в регистрации прав на объекты недвижимости или сделок с ними (далее именуемые как «заявители»), при которых у них будет возможность единовременно, то есть путем одного обращения в одно место, и для проведения государственного учета, и для проведения технической инвентаризации объектов недвижимого имущества и для осуществления государственной регистрации прав на них и сделок с ними.

Встает вопрос в каких случаях это вообще возможно?
Размышляя над этим, я смог представить себе четыре различных варианта. Рассмотрим каждый из них.

Первый вариант. Предполагает создание системы регистрации прав на объекты недвижимости и сделок с ними, предусматривающей осуществление государственного учета, технической инвентаризации объектов недвижимого имущества и государственную регистрацию прав на них и сделок с ними одним органом власти.

Однако, пожалуй, трудно себе представить, чтобы один властный орган мог бы взять на себя все необходимые полномочия. Более того, это явно нарушает существующие принципы административной системы, и потребовало бы кардинального изменения законодательства всех уровней.
Кроме того, это вряд ли оправдано. Даже при наличии единого органа, расположенного в одном здании, вряд ли обойдется одним обращением. Это связано, прежде всего, с тем, что собственник или другое лицо, которое имеет право определять судьбу вещи, должно распорядиться ею только после проведения учета текущих изменений. Таким образом избежать повторного обращения не получится.

Здесь мы можем перейти к рассмотрению второго варианта, ситуации, при которой возможно одно обращение в одно место.
В таком случае при существующей системе самых разнообразных органов (организаций), задействованных в системе государственной регистрации прав на объекты недвижимости, создается один орган власти, который берет на себя роль посредника. Через такую схему раскрывается принцип «одного окна», например, в Швейцарии, где один уполномоченный орган или должностное лицо, к которому обращается заявитель, собирает все документы.

Однако существует одно «но». Возможно ли обращение одного органа власти в другие в интересах заявителя. Рассмотрим нормы действующего законодательства.

Так, например, в ст. 22 Федерального закона «О государственном земельном кадастре» от 2 января 2000 г. указано, что бесплатно сведения об определенном земельном участке предоставляются: правообладателю земельного участка или уполномоченным правообладателем лицам; а так же органам, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Примечательно, что органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе бесплатно в установленном порядке получать обобщающие сведения о землях в границах соответствующих территорий.

В Постановлении Правительства РФ N 921 от 4 декабря 2000 г. «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства» предусматривается, что сведения об объектах учета предоставляются по заявлениям (запросам) как собственника, владельца (балансодержателя) или их доверенных лиц (при предъявлении надлежащим образом оформленной доверенности), так и органов государственной власти и местного самоуправления и учреждений юстиции, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также иных лиц и органов, определенных законодательством Российской Федерации.

Как мы видим, Федеральная регистрационная служба могла бы стать тем органом-посредником, который мог бы взять на себя функции по обращению в необходимые инстанции. Учитывая тот факт, что обращение в саму Федеральную регистрационную службу должен осуществить только правообладатель или уполномоченного им на то лицо при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности (Ст. 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Однако очевидно, что, не предусматривая, на сегодняшний день, за Федеральной регистрационной службой такой роли посредника, законодатель вкладывал в эти нормы лишь то, что соответствующий орган имеет право обращаться за сведениями в другие органы только в пределах реализации возложенных на него законом полномочий.
Возможно, мы, когда-нибудь придем к такой системе, когда, усилиями одного органа власти можно будет решать проблемы заявителя, но для этого как минимум необходимо, чтобы все земельные участки стояли на кадастровом учете, а техническая инвентаризация осуществлялась планово и не за счет заявителя.

Третий вариант. Система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при которой мы как прежде имеем самые разные органы (организации) задействованные в процессе регистрации прав на объекты недвижимости и сделок с ними, но эти органы находятся в одном месте, неком едином административном здании, буквально «под одной крышей».

Опыт такой работы имеется. Но все же кардинального совершенствования системы регистрации прав на объекты недвижимости в таком случае ждать не приходится.
Во-первых, мешают существующие в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях трудности во взаимодействии органов (организаций), осуществляющих деятельность по ведению государственного земельного кадастра, организаций технической инвентаризации, органов по управлению государственным и муниципальным имуществом, комитетов природных ресурсов и др.

Во-вторых, этот вариант требует наличия соглашений между органами власти, а порядок подготовки, заключения и выполнения таких соглашений совершенно не отрегулирован. Если такого рода договора и имеются, то информация редко подлежит обнародованию и распространению, да и подписываются они без определенной системы, основываясь на личных знакомствах руководителей.

Так, например, в Ульяновской области, всем известно правило, согласно которому определены сроки внеплановой технической инвентаризации квартир и домовладений, в том случае, когда они выступают предметом сделок, однако мало кто видел соглашение, на основе которого этот правило действует.

В-третьих, совмещение всех властных структур под одной крышей требует наличия крупных офисных зданий, что в свою очередь требует серьезных капиталовложений.
И, наконец, этот вариант так же предусматривает неоднократное обращениепо указанным причинам пусть даже теперь в одно и тоже место.
При этом данный вариант на сегодняшний день может считаться наиболее удачным. Налицо обстоятельства, позволяющие органам легче налаживать документооборот между собой.

Подводя некоторые итоги сказанному, можно признать что государство, сегодня, не способно взять на себя исполнения принципа «одно окно» в полной мере. Он реализуется в основном или на уровне муниципалитета, или на уровне региона. Все зависит от участия глав городов или субъектов Российской Федерации. Что касается федеральных структур, то каждое ведомство руководствуется своим отраслевым законодательством, отличается своим регламентом работы, сроками рассмотрения документов и координация этих органов возможна только путем законодательной инициативы на федеральном уровне.

И, наконец, четвертый вариант. Такая реализация принципа «одного окна» осуществляется в Ульяновске.
В целях реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию на 2005 год, программы улучшения качества жизни населения Ульяновской области, в целях устранения факторов, затрудняющих решение социально значимых вопросов гражданами и юридическими лицами в сфере имущественных отношений в органах государственной власти и местного самоуправления, улучшения координации и совершенствования деятельности органов всех уровней, соблюдения и защиты законных прав и свобод граждан, а также во исполнение указания Губернатора Ульяновской области Правительство Ульяновской области своим Постановлением № 220 от 19.12.2005 года утвердило концепцию реализации социально значимого проекта создания единых центров «Одно окно».

В данной концепции заложены основные преимущества, которые достигаются созданием таких единых центров:
компактное и доступное для заявителей размещение организаций и учреждений, работающих в системе единых центров «Одно окно»;
определение максимально коротких сроков регламентов оформления типичных документов;
использование минимальных цен и тарифов при оказании платных услуг в рамках реализации проекта «Одно окно»;
разработка исчерпывающего перечня документов, требующегося для обращения в единый центр «Одно окно»;
создание медиа-программы по разъяснению и утверждению в обществе деятельности соответствующих организаций работающих по принципу «одного окна».
При этом в концепции Ульяновской области понятие единый центр «Одно окно» раскрывается как территориальное понятие. То есть, создание таких организаций осуществляется по всей области, а не только в столице субъекта.

Кроме того, Правительством Ульяновской области была создана межведомственная комиссия для рассмотрения вопросов и подготовки предложений по проблемам в сфере создания единых центров «Одно окно», координации деятельности областных ведомств, привлечения компетентных организаций и специалистов в целях реализации требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Основной задачей этой комиссии можно назвать - обеспечение взаимодействия между территориальными подразделениями федеральных структур, осуществляющими свою деятельность на территории Ульяновской области, органами исполнительной и законодательной власти, органами местного самоуправления, а также с организациями всех форм собственности в целях реализации проекта создания единых центров «Одно окно».

Единый центр «Одно окно» в Ульяновске, хотя и создан по инициативе областных властей, является коммерческой организацией. Однако именно это позволяет реализовать принцип «одного окна» в полной мере. Проблемы заявителя решается для него путем одного обращения в одно место.
Конечно, и у нас есть свои сложности. Но они в основном организационного плана. А организационные проблемы создания организаций по принципу «одного окна» в большинстве своем схожи на всей территории Российской Федерации.

Лишь одна проблема, с которой мы столкнулись за время работы, носит правовой характер. При всем нашем желании и понимании со стороны органов власти мы не смогли снизить сроки рассмотрения документов. Согласно статье 7 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе запрещается:
необоснованно предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара.
Таким образом, сокращение сроков рассмотрения документов властными структурами возможно только одновременно для всех, к чему органы власти в большинстве своем еще не готовы.

Но возможно это и является основной задачей такого рода организаций как мы: с помощью массовой и профессиональной работы снизить нагрузку на органы власти и добиться более быстрого прохождения документов. В свою очередь координация властных структур это задача самих этих структур. И мы имеем право, в данном случае как общественность говорить об этом и требовать этого от них.

И в заключении хотелось бы сказать, что мы все занимаемся благим делом.
Мы стараемся помочь людям.
Когда в нашем городе появилось «одно окно» реакция была, конечно, неоднозначной.
Предприниматели говорили, что наконец-то власть вспомнила о них, ведь им так трудно оформить свои инвестиции в недвижимость.
Граждане попросту не понимая почему им доставляет столько сложностей доказать свое право на те объекты недвижимости, которые и без того уже много лет им принадлежат, надеялись что наконец-то всех их проблемы решаться «одним махом».
Конкурирующие организации высказывались, что оказание услуг по низким ценам всем кто обратиться (даже по тем делам, которые кажутся заранее проигрышными) это просто не позволит организации существовать.
Однако время показывает, что может быть не так быстро, как хотелось бы, и не так дешево, но пользу мы приносим.


См. также:
Каталог Авторов:
   - Кучембаев А.Н.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Тематич. разделы / Кадастр, инвентаризация
Тематич. разделы / Градоустройство
Страны и регионы / Россия / Приволжский ФО / Ульяновская область
Публикации / Конференции / Наши конференции / Ульяновск-2006
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: Материалы 3-й Всероссийской конференции «Опыт реализации принципа «одного окна» и создания комплексных геоинформационных систем управления территориями и корпорациями»
Цитирумость документа: 1
16:52:49 02.10 2006   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.021322011947632 sec, Question: 80