Как сообщает Портал Исследования и разработки R&D.CNews, в морском порту Хельсинки начаты испытания системы навигации, в которой в дополнение к спутниковым сигналам и широкозонным подсистемам используются сигналы псевдоспутников аналогичных GPS-передатчиков, установленных на берегу.
Морская и воздушная навигация критически зависят от надежности предоставления геопространственной информации, ее точности и достоверности. В настоящее время для повышения точности данных в Европе развернута широкозонная подсистема EGNOS, передающая на пользовательские GPS-приемники через геостационарные спутники поправки и позволяющая на порядок повысить точность позиционирования. Вместе с тем, в высоких широтах и в условиях большого количества помех стабильный прием поправок EGNOS не всегда возможен.
Для обеспечения высокоточного и стабильного навигационного поля Европейское космическое агентство приступило к развертыванию сетей, в которых в дополнение к сигналам спутников GPS (а в перспективе и Galileo) используются сигналы стационарных излучателей (в терминологии ESA псевдоспутников, psevdolite). Эксперимент по осуществлению навигации с использованием псевдоспутников проводится в морском порту Хельсинки (Финляндия).
Фактически псевдоспутники представляют собой стационарные излучатели GPS-сигналов со значительно меньшей мощностью сигнала и, соответственно, меньшим радиусом действия. Их прием возможен с помощью компактные пользовательские GPS-приемники, позволяющие использовать при решении навигационной задачи также и передаваемые псевдоспутниками сигналы.
Нетрудно заметить, что подобная архитектура навигационных сервисов существенно отлична от локальных, региональных или широкозонных дифференциальных подсистем. Если использование последних возможно только в случае стабильного приема GPS-сигналов, с помощью псевдоспутников теоретически можно обеспечить стабильную навигацию даже в отсутствие сигналов от «настоящих» спутников вообще. Правда, такой подход сопряжен с недостатками.
Радиус действия псевдоспутников невелик (от 1 до 10 км), а геометрические особенности их расположения (в плоскости горизонта) не позволяют только с их помощью эффективно определять третью координату (высоту). В то же время, такая геометрия оптимальна для определения координат в плане - что и требуется портовым лоцманам.
Вероятно, обеспечение навигационного поля в закрытых акваториях является наиболее привлекательной сферой применения систем на базе псевдоспутников. В этом случае, в частности, размещение псевдоспутников в стационарных точках позволяет обеспечить оптимальную геометрию излучателей и, соответственно стабильное навигационное обеспечение пользователей.
Согласно предварительной информации, эксперимент в порту Хельсинки показал возможность обеспечения навигации с точностью до нескольких сантиметров, а также экономическую привлекательность решений на базе псведоспутников. Аналогичный подход, предусматривающий навигацию с использованием самых различных «бытовых» излучателей радиосигналов (теле- и радиопередатчиков, станций сотовой связи, и т.д.) используется в проекте NGesture, разрабатываемом по заказу Пентагона.