Попытки реформирования государственных структур на основе современных демократических правовых принципов не отразились на пространственном планировании. Оно остается не только подчиненным чуждым для него структурам, но и в известном смысле келейным. В сферу его интересов не в полной мере включены общественность, бизнес и широкие массы населения. Часть вины за это лежит на профессионалах, до сих пор считающих территориальное планирование и градостроительство принадлежностью и составной частью архитектуры, тогда как они затрагивают интересы всего общества.
Системы управления процессом в разных странах разнообразны и отражают специфику государств, но имеют соответствующие органы на всех территориальных уровнях. Практически во всех странах есть государственные органы министерства, департаменты занимающиеся градостроительным планированием и реализацией этих планов и программ. Территориальное планирование и градостроительство рассматриваются за рубежом как разные сферы деятельности.
В ФРГ, Австрии, Швейцарии и Нидерландах организацию территории понимают как интегральный процесс планирования основных секторов экономики, социальной сферы, состояния природной среды, и преимущественно разрабатывают секторальные планы и программы. Во Франции, Италии и Испании территориальное планирование составляет часть экономического планирования, процесс менее интегрирован, но больше связан с территорией страны. В Великобритании, Скандинавских странах физическое и экономическое планирование развиваются параллельно и сосредоточены главным образом на проблемах отдельных регионов. В США и Канаде не существует общегосударственных систем территориального планирования: вопросы организации территории решаются в составе программ и проектов.
Западноевропейская система управления организацией территории и градо-строительства отличается от российской значительно большей эффективностью. Достигается она предельной четкостью взаимодействия всех звеньев по вертикали и горизонтали и функциональной развитостью системы в целом: она включает в себя советы по организации территории, строительные суды, контроль и аудит и т. д.
Отечественная управленческая система территориального планирования и градостроительства имеет следующие особенности.
На федеральном уровне нет специализированного авторитетного органа, способного возглавить, координировать и осуществлять территориально-градостроительные программы: у Министерства регионального развития РФ масса функций от социально-экономического развития до ЖКХ и отсутствует четкая властная вертикаль.
На региональном уровне такие органы есть, но они, как правило, не авторитетны; по статусу они подчинены строительным или иным ведомствам и недостаточно самостоятельны.
На местном уровне градостроительные органы традиционно играют чисто техническую роль и в большинстве случаев тоже находятся в подчиненном положении.
Отношение государства к территориальному планированию и градостроительству наглядно видно в структуре и названиях федеральных органов. Даже на самых нижних уровнях исчезли наименования «градостроительство», «архитектура», «планирование территории».
Некоторые оценки, императив действий
Современная отечественная история пространственного планирования (мысли, идеи, концепции) напоминает ситуацию с нужными и полезными вещами домашнего обихода. Они подолгу лежат, покрываются пылью, хозяева периодически извлекают их из шкафа, стряхивают пыль, что-то пускают в эксплуатацию, остальное откладывают до лучших времен, но не упорядоченно, а просто в кучу, где неизбежно многое ветшает и исчезает навсегда.
Поэтому следует помнить, что «Новое это хорошо забытое старое».
Анализируя результаты различных действий и замыслов в рассматриваемой сфере на государственном уровне, можно сформулировать некоторые выводы и обобщения.
Глобальные рецепты несостоятельны в пространственном планировании для Российской Федерации. Доктрины, концепции, программа действий все забывается после появления новых структур и прихода новых людей. Реализация этих документов крайне низка.
Объективно необходимо участие государства в пространственном планировании: оно обеспечит четкую направленность законодательной базы, реализацию общегосударственных начинаний и проектов, научно-методическое обеспечение.
Главный массив действий региональные и местные системы жизнедеятельности.
Главные субъекты деятельности по пространственному планированию органы государственного и местного управления, корпоративные сообщества, организации, фирмы и т. д.
Принципиальная триада целеполаганий и действий в рассматриваемой научно-практической сфере такова:
преемственность: использовать все лучшее в творчестве, науке и технологиях;
прагматичность: социально-экономическая эффективность в обозримом будущем, поэтапная реализация в процессе прогнозирования, программирования, проектирования, обеспечение безопасности и устойчивости жизнедеятельности;
технологичность: применение новых систем планирования от прогностики до ГИС-технологий.
Приоритеты дня
Все названные проблемы ярко проявились в первом же испытании реализации национальных проектов. В своем большинстве регионы и города оказались в планировочном и градостроительном плане к этому не подготовлены. Целенаправленной системы действий по выходу из ситуации пока не выбрано. Законодательная база новые Градостроительный и Жилищный кодексы РФ находятся в стадии очень непростой адаптации к реалиям времени.
Намеченный Президентом РФ революционный рывок в преодолении кризиса городов жилищного, инфраструктурного, социального необходимо поддержать восстановлением и модернизацией общегосударственной системы пространственного планирования, градостроительства в самых различных его аспектах.
Приоритеты в действиях по возрождению системы пространственного планирования на государственном уровне представляются следующими.
1. Принципиальное усовершенствование законодательно-нормативной базы территориального планирования и градостроительства: структурирование и уточнение главных положений Градостроительного кодекса РФ в части последовательности работ по территориальному планированию, порядкам их профессиональной и общественной оценки, согласования, контроля за реализацией, функционированию институтов, обеспечивающих выполнение требований кодекса: информирование о соответствующей деятельности компетентных комиссий и кабинетов Государственной Думы ФС РФ, обеспечение общественного и профессионального резонанса.
Оперативные разработки пакета подзаконных нормативных документов федерального уровня инструкции (СНиП) по составу и содержанию документов территориального планирования, Справочника по ценообразованию, порядков создания информационных баз и т. д. Ответственный Минрегион России.
2. Практическая реализация приоритетов создания национальной инфраструктуры пространственных данных в первую очередь для максимального открытия действующих и создаваемых документов территориального планирования и градостроительства. В этих условиях целесообразно создать рабочую комиссию из представителей государственных и профессионально-общественных органов и структур (Минэкономразвития РФ, Минрегион РФ, Мининформсвязи РФ, Минобороны РФ, РААСН, ГИС-Ассоциация и др.) для выработки оперативного решения вопросов открытости.
3. Проведение комплекса мер по территориально-градостроительному обоснованию и обеспечению реализации приоритетных национальных проектов:
оперативный и объективный аудит обеспеченности необходимой документацией в регионах и городах (аналитико-статистический доклад);
определение приоритетов и первоочередных объектов вышеназванных работ;
организация и финансирование этих работ, в том числе бюджетное и внебюджетное;
воссоздание системы централизованного повышения квалификации руководящих работников органов государственного и местного управления по территориальному планированию и градостроительству, сертификация;
разработка и осуществление комплекса мер (правовых, организационных, информационных, просветительских) по созданию и внедрению институтов территориального общественного самоуправления как важнейшего инструмента социального согласия в территориально-градостроительной политике.
4. Принципиальное усиление и улучшение системы разработки документов территориального планирования: научно-проектные организации, подготовка кадров, система заказов и конкурсов, методика и организация работ, экспертиза и оценка качества.
5. Поэтапное восстановление общефедеральной системы территориального планирования
и градостроительства на всех уровнях. На начальном этапе Департамент территориального планирования и градостроительства Минрегиона РФ.
Думается, что в недалеком будущем в России целесообразно создать и Министерство пространственного планирования и градостроительства, которое будет эффективно и долговременно функционировать на благо России.