П. МИКЕЛЬ (Министерство транспорта, оборудования, туризма и морских ресурсов Франции)
С принятием закона «Градостроительные солидарность и возрождение» от 13 декабря 2000 г. и дополнений к нему, отраженных в законе «Градостроительство и жилищное строительство» от 2 июля 2003 г., во Франции наступила эра новых правовых условий градостроительной деятельности. До введения нового законодательства основным инструментом градостроительной деятельности являлись положения закона «О территориальной направленности» от 30 декабря 1967 г.
С 2000 г. основными документами в сфере градостроительства и благоустройства территории являются схема территориального соответствия (sche'ma de cohe'rence territoriale, SCoT), местный градостроительный план (plan local d urbanisme, PLU), карта муниципального образования (carte communale).
В новом законодательстве были учтены тенденции развития городов, новые задачи и проблемы градостроительства, что привело к значительным изменениям как по форме, так и по содержанию, в частности, изменению основных принципов благоустройства территории и перераспределению полномочий в сфере градостроительства.
Перед тем как перейти к анализу положений закона «Градостроительные солидарность и возрождение» представляется необходимым рассмотреть главные характеристики и динамику развития территории метрополий Франции, законодательно определенный ранее перечень необходимой градостроительной документации, основные тенденции в сфере градостроительства.
Города Франции сегодня
До 50-х годов XX в. Франция была страной с развитым сельским хозяйством, 80% населения которой проживало в сельской местности. В настоящее время, в начале XXI в., 76% населения Франции, составляющего 62 млн человек, проживает, как и в большинстве европейских стран, на территориях преимущественно городского типа.
Это значительное изменение структуры расселения, произошедшее всего за 50 лет, наравне с увеличением численности населения, повышением уровня жизни и распространением автомобильного транспорта полностью преобразили облик городов Франции.
40% населения (25 млн человек) проживает в 42 городских ареалах[1] с населением более чем 200 тыс. человек (в настоящее время во Франции к большим городам относятся города с населением свыше 200 тыс. человек).
Города на территории Франции распределены крайне неравномерно.
Недавняя перепись 1999 г. подтвердила общие тенденции изменения расселения.
Значение Парижа и его агломерации
Париж с пригородами самая населенная агломерация Европейского Союза (10 млн, на втором месте Лондон с 8 млн жителей). Если в других странах Европейского Союза есть несколько крупных городов с высокой численностью населения (например в Италии Милан, Неаполь, Рим, Турин), то во Франции разница в численности населения между Парижем и другими городами Франции значительна: в Лионе проживает только 1,5 млн человек, в Марселе 1,3 млн.
Париж, расположенный на западе Франции, является динамично развивающимся городом, поэтому в регионе нет равнозначных по величине городов, тем не менее, те сравнительно большие города, которые расположены недалеко от Парижа, пользуются преимуществами такого соседства, хотя и остаются в тени.
Районы с высокой динамикой развития
К районам метрополии, города которых отличаются высокой динамикой развития, относятся:
регионы долин, особенно вдоль главных рек Франции (Луара, Сена, Рона и Рейн);
юг Франции (Средиземноморское и Атлантическое побережья);
регионы с развитыми инновационными отраслями промышленности, например, Гренобль и Тулуза (информатика, исследования, авиастроение и т. д.) являются более привлекательными, чем города с традиционной промышленностью (Лилль, Руан).
В других регионах Франции проявляется тенденция метрополизации: население концентрируется в районах наиболее значительных агломераций (например, Лион и Марсель).
Все эти факторы способствуют более быстрому развитию городов на оси Париж Лион Средиземноморское побережье, по сравнению с такими изолированными городами, как Тулуза, Нант, Бордо.
В некоторых регионах (север, северо-восток, центральные горные зоны) развитие идет очень медленно или даже сопровождается уменьшением населения. В последние годы количество жителей уменьшилось только в шести из 42 крупнейших городов.
От города с плотной застройкой к городу-территории с новой организацией пространства
В 1936 г. половина населения жила в городах, а коммуны городского типа занимали 6,7% территории Франции. С 1936 по 1999 гг. городское население выросло с 22 до 44 млн человек, три четверти населения страны проживают в городах, а коммуны городского типа занимают 18% территории.
Здание, где находится Министерство транспорта, оборудования, туризма и морских ресурсов Франции
Здание, где находится Министерство транспорта, оборудования, туризма и морских ресурсов Франции
Рост городов происходит за счет сельской местности, жители которой мигрируют в городские зоны. Очевидной тенденцией является расширение агломераций за счет прилегающих территорий.
С 1990 по 1999 г. население 361 агломерации увеличилось более чем на 50 000 жителей, при этом прирост составил 0,12% в год в центрах городов, 0,42% в год в пригородах, 1,03% в год на прилегающих к городам территориях, что демонстрирует преобладание роста населения на периферии темп роста почти в 10 раз больше, чем в центрах городов. Средний прирост для всей совокупности городских территорий составляет 0,40% в год. При этом необходимо учесть, что представлены средние величины, а темп роста от одной агломерации к другой может значительно изменяться.
Тем не менее, за последние 20 лет темп роста населения периферии замедлился, а в центрах городов, где в 80-х и 90-х годах ХХ в. шел отток населения, вновь наблюдается увеличение числа жителей.
Эта тенденция затрагивает также отдаленные от городских центров сельские коммуны, так как решающую роль начинает играть не расстояние, а время путешествия на транспорте (в среднем 30 мин). Одним из принципов градостроительства в настоящее время является стимулирование урбанизации в рамках транспортной доступности в 20 мин для того, чтобы избежать дисперсии развития и ограничить использование частного автотранспорта.
Вид на Париж из района Дефанс, где расположено Министерство транспорта, оборудования, туризма и морских ресурсов Франции
В то время как на сегодняшний день 76% населения Франции проживает в городах и площадь городских территорий постоянно растет (100 000 км2 в настоящее время), плотность населения уменьшилась: в 1982 г. она составляла 478 жителей на км2, в 1990 г. 467, в 1999 г. 441 человек на км2.
Площадь городов выросла за последние 35 лет более чем в два раза, а за последние 50 лет увеличилась в три раза, несомненно, не только за счет роста населения, но и из-за того, что каждое домашнее хозяйство занимает теперь большую, чем раньше, площадь. При этом под площадью понимается не только жилье, но и территория, связанная с работой и досугом, перемещением по городу. Этот показатель неразрывно связан с благополучием общества, которое во Франции характеризуется увеличением мобильности. Поэтому во Франции даже на окраинах больших городов незастроенные земельные участки еще не стали редкостью. Тем не менее, динамичный рост городов сопровождается негативными эффектами, такими, как уменьшение количества природных зон, увеличение потребления энергии, рост уровня шума, загрязнение окружающей среды, нанесение ущерба ландшафту и т. д.
Изменение численности населения городов Франции
Таким образом, необходимо обеспечить существование городов с меньшей плотностью застройки и в будущем проводить политику благоустройства городов.
Эта цель градостроительного планирования приведена в законе «Градостроительные солидарность и возрождение» от 13 декабря 2000 г., поправки в который внесены законом «Градостроительство и жилищное строительство» от 2 июля 2003 г.
[1] С 1998 г. был определен новый порядок зонирования: «городской ареал» цельное сообщество коммун без анклавов, состоящее из города-центра и прилегающих коммун, где минимум 40% населения работают в городе-центре. Этот тип зонирования не связан с административно-территориальным делением. См. также: Каталог Авторов: - МИКЕЛЬ П.