Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№2_2007/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  



Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

ГИС в планировке жилых районов

Е.А. Дмитракова (НПИ «ЭНКО», Санкт-Петербург)
С.Я. Тясто (НПИ «ЭНКО», Санкт-Петербург)
Д.С. Хмелева (НПИ «ЭНКО», Санкт-Петербург)
В настоящее время в России правовая основа градостроительной деятельности выходит на современный мировой уровень благодаря новому Градостроительному кодексу РФ (2004), законодательно обязавшему исполнительную власть всех уровней иметь утвержденную документацию территориального планирования. С принятием Кодекса территориальные администрации усилили внимание к разработке планировочных документов. Градостроительная документация становится важным инструментом в управлении городскими территориями, инициируя принятие своевременных и оптимальных решений, ориентированных на устойчивое развитие муниципальных образований, в том числе городских поселений, муниципальных районов и территорий субъектов Федерации в целом.

Следует понимать, что без законодательно утвержденных документов территориального планирования в городах не было бы парков и скверов, территорий для строительства дорог, музеев, больниц, театров всего того, что необходимо для полноценной жизни общества. С точки зрения застройщиков это невыгодно, поскольку земельные участки под эти объекты не дают экономического эффекта, соразмерного с жилищным строительством или строительством коммерческих объектов. Именно поэтому разработка и особенно утверждение документов территориального планирования зачастую наталкиваются на жесткое противодействие (как правило, завуалированное) достаточно влиятельных сил.

С другой стороны, там, где деловая активность не столь интенсивна, где земли много или доступ к участкам не так удобен, происходит резкая деградация территории, что особенно заметно во многих старопромышленных районах и сельской местности с рискованными условиями земледелия. В таких случаях рынок пренебрегает землей, и задача пространственного планирования предложить новые импульсы полноценного использования этих территорий.

Мировая практика свидетельствует, что последствия нерационального пространственного освоения территорий трудно-преодолимы.

Территориальное планирование затрагивает проблемы не только территориальных ресурсов, оно также обозначает перспективы развития в экономической, социальной, историко-культурной и многих других сферах. Ужесточаются экологические стандарты, повышается уровень жизни людей. Все эти и многие другие аспекты должны быть учтены в пакете документов территориального планирования. Именно поэтому при разработке документации территориального планирования необходимо использование комплексного подхода, осуществлению которого помогают геоинформационные технологии.

НПИ «ЭНКО» первый институт на пространстве бывшего СССР, разработавший и внедривший в практику территориального планирования использование ГИС-технологий и материалов космической съемки.

Статья посвящена разработке проектов планировки жилых районов городов. К настоящему моменту выполнены и находятся в стадии утверждения проекты планировки трех новых крупных площадок массового жилищного строительства в Перми (Бахаревка, Вышка, Ива) и разрабатываются подобные проекты по Сосновому Бору и Саратову.

Творческий коллектив НПИ «ЭНКО» на протяжении многих лет работает над созданием градостроительной документации для Перми. В 2000 2003 гг. были разработаны генеральный план города, проект зон охраны объектов культурного наследия, ГИС транспортного комплекса города. Подготовлены к утверждению правила землепользования и застройки (рис. 1).

Рис. 1. Пакет документации территориального планирования Перми


Документы разработаны на единой концептуальной и технологической основе с применением программного пакета ESRI, Inc. (США). Следующей стадией градостроительного планирования является разработка проектов планировки территории.

Проект планировки территории осуществляется для обеспечения устойчивого развития территории в соответствии с заложенными в генеральном плане и правилах землепользования и застройки принципами, установленными в них элементами планировочной структуры и градостроительными регламентами.

При разработке проектов планировки используются картографические и семантические данные документов более высокого уровня, которые в процессе работы дополняются и уточняются по различным тематическим аспектам. С технологической точки зрения использование программного пакета ArcGIS позволило сделать эту работу максимально эффективной и удобной.

Подобная схема позволяет обеспечить взаимосвязь документов территориального планирования на разных стадиях.

Градостроительная концепция проектов планировки

В проектах планировки заложен принцип, являющийся главным при осуществлении градостроительной деятельности любого уровня, создание безопасной, благоприятной для жизни, комфортной и эстетически привлекательной жилой среды, обеспечение рационального использования территориальных ресурсов в интересах настоящего и будущих поколений.

В проектах решаются задачи по установлению проектной расчетной емкости территории районов. Определяется базовый показатель население районов. Согласно ему устанавливаются объемы и структура нового жилищного строительства и другие базовые параметры: объекты социального и культурно-бытового обслуживания населения, параметры и объекты транспортной и инженерной инфраструктуры.

На рис. 2 представлена площадка нового жилого района Перми Ива. Район занимает площадь 450 га, расположен в юго-восточной части Перми и является частью Мотовилихинского административного района. По комплексу планировочных факторов район Ива имеет благоприятные условия для формирования нового крупного района Перми:
близость к центральной части города и районам существующей застройки;
потенциальная возможность выхода на главные городские транспортные магистрали;
благоприятная экологическая ситуация.
Рис. 2. Схема современного использования территории района Ива (Пермь)


В то же время имеются и осложняющие факторы:
слабое развитие внутренней транс-портной инфраструктуры;
территория отделена от основной городской застройки глубокой и широкой долиной реки Ива;
прохождение по территории трасс нефте-, газопроводов, требующих охранного коридора шириной 400 м, исключаемого из застройки;
низкая обеспеченность существующей жилой застройки объектами обслуживания.

На рис. 3 представлен Проектный план жилого района Ива. Основной широтной планировочной осью нового района является транспортная магистраль ул. Уинская, которая должна соединить мостом через долину р. Ивы проектируемые жилые районы, существующий жилой район Садовый и вывести транспортные потоки на Восточный автомобильный обход.
Рис. 3. Проектный план жилого района Ива (Пермь)


Главная меридиональная ось ул. Свободы одна из важнейших перспективных магистралей городского значения. Она должна выйти на новый Мотовилихинский мост через р. Каму и связать районы правобережной части Перми с левобережными районами и Екатеринбургским направлением.

При формировании архитектурно-планировочного решения максимально учитывались природные и планировочные особенности площадок, а также сложившаяся структура землепользования, в том числе уже произведенные отводы.

Свободные от индивидуального строительства территории северо-западной части предлагается интенсивно застраивать многоэтажными жилыми домами с параллельным размещением объектов обслуживания.

Юго-восточная часть представлена в виде живописных жилых групп и комплексов разной этажности, с целью сохранения крупных лесных массивов и создания удобного для жизни жилого образования. В планировочном и объемно-пространственном решении района заложена идея использования приемов «города-сада» и «города в лесу», популярных в современном градостроительстве. Это позволяет сформировать многоярусную объемно-пространственную композицию, которая будет восприниматься с основных внешних транспортных направлений.

На территории районов предусмотрена организация комплексной системы обслуживания населения (учреждения здравоохранения, спорта, образования, культуры и искусства, торговли и др.). Это особенно важно, учитывая периферийный характер размещения жилого района в структуре города.

Зоны общественно-жилого назначения, предназначенные как для размещения жилой застройки, так и объектов обслуживания, предусмотрены вдоль трасс основных транспортных магистралей.

Большое внимание в проекте уделено вопросам развития транспортной и инженерной инфраструктур. Сеть основных транспортных связей, представленная главным образом магистральными улицами общегородского значения, дополняется рядом магистралей районного значения, а также улицами местного значения. В проекте зарезервированы территории для организации и строительства транспортных развязок в разных уровнях на основных пересечениях магистралей (рис. 4).
Рис. 4. Схема организации транспорта и улично-дорожной сети жилого района Ива (Пермь)


Проектом планировки предусматривается полное благоустройство территории и обеспечение всеми необходимыми видами инженерного оборудования: водоснабжением и хозяйственно-бытовой канализацией, тепло-, газо-, электро-снабжением и связью.

Для эффективного освоения и защиты территории от негативного влияния природных и техногенных процессов в разделе инженерной подготовки территории предлагается комплекс соответствующих инженерных мероприятий.

ГИС проекта планировки. Технология разработки

При разработке проекта планировки в требуемом масштабе необходима детальная и точная проработка градостроительных элементов. Этим требованиям отвечает в полной мере унифицированное семейство программных продуктов нового поколения ArcGIS 9.Х.

На стадии сбора исходных данных отделы городской администрации предоставили большое количество материалов. Сложность состояла в том, что картографические основы были выполнены в разных форматах как по времени, так по масштабу и проекции. Часть материалов была передана в виде внемасштабных схем.

Рис. 5. Космическое изображение Перми (QuickBird, 2004)
Для топографической основы масштаба 1:2000 с привязкой на местности (формат ГИС «Вега» разработка пермских программистов) был написан конвертер для перевода файлов в формат ArcGIS и собрана мозаика. Проведена работа по уточнению привязки топографической основы в систему проекта с учетом масштаба проектирования и совмещения топографической основы с предыдущими картографическими данными (адресный план, отводы, предварительные красные линии).

В связи с неточностью топографических карт, вызванной нерегулярной периодичностью их обновления, актуальным стало применение материалов космической съемки высокого разрешения, которая отражает фактическое состояние и использование территории. Для этой цели были использованы космические изображения Перми
(QuickBird, 2004), предоставленные компанией «Совзонд» (рис. 5).

Сравнивая данные, полученные по материалам дешифрирования космических снимков, с традиционными картографическими источниками, специалисты устранили значительные расхождения по ряду важных качественных и количественных характеристик.

В проектах планировки основной является идея архитектора, которую он реализует в авторском эскизе. Этот эскиз является базой для дальнейшего проектирования и наполняется различными тематическими схемами. Современные технологии позволяют представить бумажный эскиз в качестве растровых изображений в заданной системе координат и проекций и визуализировать его в слоях ГИС (рис. 6).
Рис. 6. Эскиз застройки жилого района Ива (Пермь)


При разработке проектов планировки меньших по площади территорий архитекторы используют технологии трехмерного моделирования. Создается ряд контекстуальных изображений, которые наилучшим образом выявляют все стороны объемно-пространственной композиции и архитектурно-планировочных решений проекта. Эскизы и трехмерные модели застройки жилых районов городов Сосновый Бор и Саратов представлены на рисунках 7 10.
Рис. 7. Эскиз жилого района (Саратов)


Каркасом планировочной структуры проектируемого района является транспортная схема (рис. 11, 12), выполняемая с помощью программы AutoCAD. Схема улично-дорожной сети и план красных линий в формате AutoCAD (dwg-, dxf-файлы) конвертируются в формат ArcGIS 9 (Shape-файлы, классы базы геоданных). Главным преимуществом ArcGIS 9 является возможность редактирования схем в системе уже существующих картографических слоев, и к ним создается база данных с атрибутивной информацией.
Рис. 8. Трехмерная модель эскиза Эскиз застройки жилого района Ива (Пермь)жилого района (Саратов)


В результате заказчику предоставляется следующий пакет графических материалов, установленный Градостроительным кодексом РФ:
схема размещения проектируемой территории в структуре поселения;
план современного использования территории (опорный план);
план красных линий;
разбивочный чертеж красных линий;
схема организации транспорта и улично-дорожной сети;
схема размещения инженерных сетей и сооружений;
схема вертикальной планировки и инженерной подготовки территории;
схема размещения объектов обслуживания.
Рис. 9. Эскиз жилого района (Сосновый Бор)


Документация предоставляется в виде пояснительной записки, схем, чертежей в бумажном виде и их электронных версий, что позволяет заказчику вести непрерывный мониторинг градостроительной документации, обновлять и актуализировать ее.
Рис. 10 Трехмерная модель эскиза (Сосновый Бор)


Итогами разработки проектов планировки является определение планировочных и инфраструктурных мероприятий по подготовке и комплексному освоению площадок, что является основой для разработки четкой программы реализации и схемы финансирования нового жилищного строительства.
Рис. 11. Транспортная схема (AutoCAD)


Такой подход создает благоприятные условия для привлечения инвесторов к освоению района нового жилищного строительства, поскольку проект планировки предоставляет исчерпывающую информацию по необходимым инвестициям в инженерную, транспортную, социальную инфраструктуры, инженерную подготовку территории и благоустройство. В противном случае инвесторы не заинтересованы вкладывать финансовые средства в развитие территорий, не имеющих утвержденной градостроительной документации, которая обеспечивает им гарантию законности использования того или иного участка именно для их сфер деятельности.
Рис. 12. Транспортная схема (ArcGIS)


Разработанные материалы являются основой для осуществления последующих стадий планирования территорий проектов межевания, проектов планировки отдельных кварталов, микрорайонов и градостроительных планов земельных участков.

Список литературы:
1. Красовская О.В. Пермь. Краткая градостроительная история. Генеральный план города // ПРОЕКТ Прикамье. № 5+6. Пермь, 2001. С. 28.

2. Город Пермь. Генеральный план. Основные положения. Пермь, 2004.

3. Славина Т.А., Красовская О.В., Красовская Ю.А., Скатерщиков С.В. Охрана исторического наследия должна стать реальностью // Вестник «Зодчий. 21 век». сентябрь октябрь 2002. СПб. С. 6.

4. Красовская О.В. Охрана культурного наследия как фактор современного экономического и духовного развития городов // Вестник «Зодчий. 21 век». декабрь 2003 январь 2004. СПб. С. 92.


См. также:
Каталог Организаций:
   - ЭНКО НПИ, ООО
Каталог Авторов:
   - Тясто С.Я.
   - Дмитракова Е.А.
   - Хмелева Д.С.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Тематич. разделы / Технологии
Тематич. разделы / Градоустройство
Тематич. разделы / Проектирование, изыскания
Страны и регионы / Россия / Северо-Западный ФО / г. Санкт-Петербург
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №2_2007
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: УПР №2_2007
Цитирумость документа: 3
00:44:41 10.07 2007   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.033764123916626 sec, Question: 90